Предупредить и устранить
Со 2 октября по 15 ноября в образовательных организациях страны проходит общепрофсоюзная тематическая проверка по соблюдению трудового законодательства. Башкирская республиканская организация профсоюза также принимает участие в контрольном мероприятии.
На проверку выносятся два вопроса:
— соблюдение законодательства при определении и изменении учебной нагрузки педагогических работников;
— подготовка педагогическими работниками отчётной документации (избыточная отчетность).
Проверка осуществляется силами правовых/внештатных правовых инспекторов труда. В рамках контрольного мероприятия проводится анонимное анкетирование по вопросам избыточной отчётности педагогов. Принять в нём участие можно, перейдя по прилагаемому QR-коду.
С целью предупреждения и устранения нарушений, реском профсоюза на сайте и в группе ВКонтакте будет освещать вопросы проверки, которые поднимут инспекторы труда при осуществлении проверок в образовательных организациях. Вот некоторые из них.
1. Трудовой договор — основание для возникновения трудовых отношений. Содержание договора определяет, в каких и на каких условиях работник выполняет трудовую функцию. Договор — первый аргумент в спорных ситуациях и средство защиты от незаконных действий работодателя, в том числе в вопросах изменения (уменьшения/увеличения) объема учебной нагрузки.
Учителя, преподаватели колледжей, педагоги допобразования, тренера преподаватели должны знать свой объём учебной работы.
Требование о том, что учебная (преподавательская) работа в обязательном порядке закрепляется в трудовом договоре работника, изложено в ст. 333 ТК РФ, п. 1.4, 1.7 приказа Минобрнауки России
Проверьте — есть ли в трудовом договоре или дополнительном соглашении данные об объёме учебной нагрузки.
2. Локальные акты образовательной организации, регулирующие вопросы определения объема учебной (преподавательской) работы, а также тарификационный список (тарификация) должны утверждаться с учётом мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации.
Данное требование содержится в ст. 8, 372 Трудового кодекса РФ; п. 1.9 приказа Минобрнауки России
Речь идёт о следующих документах: правила внутреннего трудового распорядка; положение об оплате труда; приказ о распределении часов на новый учебный год; тарификация.
Проверьте — принимались (утверждались) ли данные документы с учётом мнения профкома, есть ли в документах отметка о дате и номере протокола заседания профкома.
3. При определении учителю учебной нагрузки на новый учебный год сохраняется не только объём часов нагрузки, но и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов в классах.
Сохранение преемственности преподавания учебных предметов у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов.
Требование об этом содержится в п. 2.3. приказа Минобрнауки России
Поэтому необходимо проверить — соблюдается ли принцип преемственности в образовательной организации (сравнить тарификации и приказы о распределении учебной нагрузки за два учебных года).
4. Объем учебной нагрузки фиксируется не только в трудовых договорах учителей, преподавателей колледжей, педагогов допобразования и тренеров-преподавателей, часы также закрепляются в договорах с теми работниками, кому их дают в качестве дополнительной работы, например, заместители, педагоги-психологи, советники и др.
Однако помимо закрепления в договоре объема учебной (преподавательской) работы в обязательном порядке указывается срок, в течение которого работник будет вести часы. Требование об этом содержат п. 5.4., 5.5. приказа Минобрнауки России
Поэтому нужно проверить — есть ли в трудовом договоре или дополнительном соглашении с работником, ведущим учебную нагрузку помимо основной своей работы, сведения об объеме учебной нагрузки, сроке ее выполнения.