История

  • 1909-1934
  • 1935-1989
  • 1990-1999
  • 2000-2009
  • 2010-2014

Зарождение профсоюзного движения работников отрасли в Башкортостане (1905−1917 годы)

Профессиональные союзы возникли в бурные годы революционных событий 1905−1907 годов. В это время из-за крайне тяжелых условий жизни и труда к рабочим пришло осознание необходимости организационных коллективных действий в отстаивании своих прав и интересов, улучшения экономического, социального и бытового положения.

Отделения Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию были созданы в Уфе, Белебее, Стерлитамаке, Мензелинске и других уездных городах Уфимской губернии. Образование учительских союзов способствовало сплочению, организационному укреплению работников просвещения, учащихся.

В 1909 году в Уфе было создано семейно-педагогическое общество и утвержден Устав этого общества. Общие годичные собрания созывались в период зимних каникул, чрезвычайные — по мере надобности. Основной формой деятельности уфимского семейно-педагогического общества являлась организация общих и групповых собраний, на которых заслушивались и обсуждались доклады членов общества по вопросам обучения и воспитания, литературы, науки и искусств, производился обмен передовым опытом в области педагогической практики.

В годы первой революции работники образования объединяются с Всероссийским учительским союзом, имевшим свои отделения на местах, в том числе и в городах Уфимской губернии. Эти профессиональные организации ставили перед собой как экономические, так и политические задачи.

Уфимская губерния (1900г.)

Возникновение профсоюза работников просвещения (1917−1920 годы)

21 января 1918 года в Уфе упразднена городская дума, управление городским хозяйством перешло в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов. Ликвидированы Уфимское губернское земство, губернское правление, а административный аппарат передан соответствующим отделам губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В его ведение перешло и народное образование. Учебные заведения были национализированы.

Одновременно с созданием новых органов управления народным образованием происходило образование нового профессионального союза работников просвещения вместо упраздняемых учительских союзов. Таким профсоюзом стал Уфимский союз учителей-интернационалистов. Решение о его создании было принято на собрании учителей г. Уфы 15 января 1918 года.

26 июня 1918 года в Москве состоялся Всероссийский учредительный учительский съезд, на котором организационно оформился профессиональный союз учителей-интернационалистов.

В январе 1919 года собрался II Всероссийский съезд учителей-интернационалистов на котором принято решение о создании Всероссийского профсоюза работников просвещения и социалистической культуры. 15 июня 1919 года был утвержден Устав профсоюза.

Главными задачами союза Устав определил:

 — участие в организации и регулировании культурно-просветительной и хозяйственной жизни страны, в распределении и учете рабочей силы, поднятии производительности труда;
- улучшение экономического положения и повышение материального благосостояния своих членов путем вовлечения работников просвещения в сферу общественно-организационного производства материальных ценностей и нормирования во всероссийском масштабе заработной платы, рабочего времени, проведения обследования условий труда и быта работников просвещения и социалистической культуры;
- поднятие культурного уровня и развитие классового самосознания своих членов;
— представительство и защита интересов членов профсоюза в различных общественных и государственных учреждениях и организациях.

I Всероссийский учредительный учительский съезд (1918г.)

Образование профсоюза работников просвещения и социалистической культуры в Малой Башкирии (1920−1922 годы).

Всебашкирский съезд профсоюза работников просвещения и социалистической культуры состоялся 13−14 сентября 1920 года в Стерлитамаке. Съезд поставил задачу: «разграничить работу и задачи союза от работы административных органов и не допускать вмешательства административных органов в организации и наоборот — союзные органы не могут и не должны вмешиваться непосредственно в распоряжения администраций».

Основное внимание профсоюзные органы сосредоточили на ликвидации неграмотности и развития начального образования детей. Была создана Всебашкирская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, в состав которой вошли работники просвещения, представители партийных, советских и профсоюзных органов.

Во всех учебных заведениях и научных учреждениях Малой Башкирии были созданы профсоюзные организации с обязательным профсоюзным членством. Профсоюзы Башкирской АССР к июню 1921 года насчитывали 80 тысяч человек, а к июлю 1922 года насчитывали только 18,8 тысячи человек.

Слабой была связь правления Башкирского областного отдела профсоюза работников просвещения с кантотделениями, от кантонов не поступали членские взносы. Неудачной оказалась попытка объединения профсоюза работников просвещения с профсоюзом работников искусств в феврале 1922 года. В такой обстановке произошло объединение Уфимского губотдела и Башкирского облотдела профсоюза работников просвещения в единый областной отдел профсоюза.

Объединение профсоюзных сил (1922−1934 годы)

10−13 сентября 1922 гола в г. Уфе состоялся объединительный Всебашкирский съезд профсоюза работников просвещения. Съезд определил структуру руководящих органов профсоюза. Правление Башкирского областного отдела профсоюза составляли постоянно работающий президиум в составе 5 человек и члены пленума, собирающиеся на заседания не реже одного раза в месяц. Членами пленума являлись 5 членов президиума Башоблотдела профсоюза и по одному представителю от каждого кантотделения.

Заметную роль в организационном укреплении профсоюзов и усилении их связи с массами сыграл переход от обязательного к добровольному профсоюзному членству.

В декабре 1931 года в Уфе проходил VIII Всебашкирский съезд профсоюза работников просвещения. Съезд определил пути дальнейшей деятельности областного отдела, райкомов и месткомов профсоюза, обязал профсоюзные организации улучшить руководство социалистическим соревнованием и ударничеством, проводить работу по упрощению структуры профаппарата.

Наряду с ликвидацией безграмотности взрослого населения республики значительное место в деятельности профсоюзных организаций отводилось решению задачи обеспечения обязательного начального обучения детей школьного возраста. Эта проблема обсуждалась на всех Всебашкирских съездах профсоюза работников просвещения. Так, на 1922−1923 учебный год Народный Комиссариат просвещения Башкирской АССР при участии Башоблотдела профсоюза работников просвещения разработал перспективный план развития народного образования в республике. Однако во многом этот план не был осуществлен из-за последствий голода и материальных трудностей.

Следующий 1923−1924 учебный год стал для народных образований Башкирской АССР переходным годом от решения организационных задач к периоду систематической работы по строительству новой системы народного просвещения.

В целях дальнейшего приближения профсоюзов к конкретным производственно-техническим условиям в сентябре 1934 года IV пленум ВЦСПС принял постановление о новом разукрупнении профессиональных союзов. На базе 47 профсоюзов было образовано 154 союза. Так, из профсоюза работников просвещения было образовано 8 профессиональных союзов: союз работников высшей школы и научных учреждений, союз работников дошкольных учреждений, союз работников политико-просветительных учреждений (музеи, библиотеки, клубы, дома культуры, парки культуры и отдыха), а также профсоюзы работников начальной и средней школы РСФСР, Украины, Белоруссии, Закавказья и Средней Азии. В начале 50-х годов работники образования и науки вновь войдут в единое профсоюзное образование объединение.

Яндекс.Метрика