На повестке дня — зарплаты педагогов

Председатель Башкирской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования Раиль Газизов и секретарь рескома по социально-экономическим вопросам Ирина Меликова приняли участие в заседании рабочей группы Республиканской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На повестке дня было немало вопросов, касающихся отрасли образования. Один из них — индексация заработной платы работников бюджетной сферы.

Как известно, существующая в отрасли образования структура заработной платы педагогических работников характеризуется относительно низкой долей условно-постоянной части в виде ставок заработной платы (окладов) и высокой долей иных выплат: в некоторых учреждениях тарифная составляющая не достигает и 35% фонда оплаты труда работников. В то же время немало учреждений («минусовых школ»), в которых отсутствуют средства на формирование фонда стимулирующих выплат. Соответственно, в этих учреждениях складывается низкий уровень оплаты труда педагогических работников, зачастую ниже минимального размера оплаты труда. Это ведёт к неоправданно высокой дифференциации оплаты труда педагогов, работающих в одной отрасли, как правило, выполняющих одинаковые трудовые функции в одинаковых условиях при равных квалификации, результативности и качестве профессиональной деятельности.

В то же время Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в своих рекомендациях установила долю условно-постоянной части заработной платы в виде ставок заработной платы (окладов) работников в структуре фонда оплаты труда не менее 70%. Эта норма в системе образования республики многие годы не выдерживается.

Ситуация еще более осложняется в связи с постоянным ростом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Чем выше размер МРОТ, тем больше вероятность уравнивания заработной платы педагогических работников с зарплатой обслуживающего персонала. Например, начисленная заработная плата учителя — молодого специалиста с высшим образованием с учётом положенных надбавок за норму рабочего времени составляет 13688 рублей при действующем с 1 января 2023 года размере МРОТ 18678,3 руб. (73,3%); ставка заработной платы учителя составляет всего 54% от уровня МРОТ. В результате с каждым годом растет дефицит учительских кадров, падает престиж педагогической профессии, особенно среди молодежи, что негативно влияет на качество образовательного процесса.

Республиканская организация Профсоюза ставит эту проблему перед органами власти с 2016 года. В марте 2023 года рескомом Профсоюза вновь были сделаны расчеты по повышению ставок и окладов на 30% с целью улучшения структуры заработной платы педагогических работников. Расчеты направлены в Минтруд РБ и Минобрнауки РБ для рассмотрения и принятия решений.

На прошедшем 5 октября заседании Республиканской трёхсторонней комиссии Профсоюз образования поддержал проект рабочей группы по повышению окладов, разработке новой системы оплаты труда и настаивал на пересмотре базовой единицы до уровня МРОТ. При этом отметил, что при разработке новых условий оплаты труда работников образования должны быть соблюдены следующие условия.

Во-первых, заработная плата каждого конкретного работника (в том числе размеры компенсационных и стимулирующих выплат) не должна быть уменьшена в абсолютном выражении.

Во-вторых, при изменении размера базовой единицы должна быть определена межразрядная дифференциация, чтобы не получилось так, что оклады подсобного рабочего и учителя оказались одинаковыми.

Яндекс.Метрика