Детей учить некогда. Проблема избыточной отчетности по-прежнему актуальна

Ситуация с бюрократической нагрузкой на педагогов остается сложной, хотя небольшая положительная динамика все же есть. Об этом говорят результаты анонимного интернет-анкетирования, организованного Башкирским республиканским комитетом Общероссийского Профсоюза образования в рамках общепрофсоюзной тематической проверки.

Несмотря на то, что Министерство просвещения России в 2022 году сократило до минимума перечень документации, которую должен заполнять учитель, проблема бюрократической нагрузки на педагогов до сих пор актуальна. Кипа планов, отчетов и иных документов, в которых тонут работники образования, не оставляет им времени на основную работу.

Напомним, что не предусмотренную приказом Минпросвещения документацию учитель вести не обязан и может отказаться от ее заполнения. Дублирование бумажных и электронных документов также следует исключать из практики работы школ.

Между тем учителя не только продолжают заниматься бумажной рутиной, составлять планы работы с отстающими/одаренными детьми, собирать пакеты документов на питание, для лагеря, но и участвуют в концертах, субботниках, экскурсиях, а потом еще и готовят фотоотчеты о проводимых мероприятиях вместо того, чтобы в это время готовиться к урокам, заниматься самообразованием.

В период со 2 октября по 15 ноября 2023 года педагоги образовательных организаций республики в рамках общепрофсоюзной тематической проверки участвовали в анонимном интернет-анкетировании по вопросам подготовки отчетной документации. Всего было опрошено более 2370 респондентов. Итоги анкетирования показывают, что в образовательных организациях допускаются нарушения в этой сфере. Например, дублирование документов на электронном и бумажном носителях, подготовка фото- и видеоотчетов о проводимых мероприятиях, ведение большого количества чатов в мессенджерах с участниками образовательного процесса.

Так, 86% опрошенных указали, что предоставляют фото/видеоматериалы о внеурочной деятельности в чаты с обучающимися, родителями, администрацией образовательной организации, а 96,3% респондентов готовят фотоотчеты о проводимых мероприятиях.

В то же время нельзя не отметить, что есть и прогресс в части снижения документационной нагрузки учителей. Так, например, на вопрос «Дублируете ли вы информацию на бумажном носителе о средних баллах?» лишь половина опрошенных ответила утвердительно. Еще меньше респондентов дублируют информацию на бумажном носителе о домашних заданиях и организации ежедневного питания. А ведь раньше учителя больше всего жаловались как раз на дублирование одних и тех же отчетов в бумажной и в электронной форме.

Во многом положительной динамике в ряде вопросов способствует целенаправленная деятельность Министерства образования и науки РБ по устранению избыточной отчетности педагогических работников, — считает главный правовой инспектор труда Башкирского рескома профсоюза Станислав Яруллин. — Также на это влияют принимаемые нормативные правовые акты, разъяснения, совместные усилия министерств и ведомств с Общероссийским Профсоюзом образования.

Еще один из факторов недовольства учителей связан с привлечением их к организации и проведению школьных олимпиад. Работа в жюри, распечатка для каждого участника бланков ответов, заданий, сканирование ответов и отправка их в управление образования, заполнение рейтинга участников, размещение работ победителей и призеров на сайте школы — все это занимает время. Особенно остро эта проблема проявляется в малокомплектных школах.

Минобрнауки РБ в своем недавнем пись­ме, направленном в адрес глав администраций городов и районов республики, указывает на необходимость строгого соблюдения буквы закона в вопросе регулирования документарной работы учителя.

Вместе с тем проблема с избыточной бумажной нагрузкой педагогов кроется не только в системе. Как отмечают эксперты, необходимо также менять отношение самих участников процесса, начиная с учителя и заканчивая руководителем образовательной организации. Ситуация в корне не поменяется, пока каждый исполнитель не научится говорить «нет».

Добавим, что в Республике Башкортостан работает анонимная «горячая линия» по вопросу снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников. Сообщить о фактах привлечения к непрофильным видам деятельности можно по телефонам: 8(927)942−46−09 (круглосуточно), 8(347)251−75−43 (в рабочее время) или написав на почту stop.nagruzkarb@mail.ru.


Мой профсоюз, №49 от 7 декабря 2023.Читать номер
Артур СУНАГАТУЛЛИН. Республика Башкортостан

Яндекс.Метрика