В мире открытий

Абсолютный победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Татьяна Воробьёва стремится на каждом занятии создать атмосферу научного чуда.

Педагог эколого-биологического центра «Эколог» г. Уфы Татьяна Воробьёва уверена, что её профессиональный путь был предопределён ещё до рождения, а она лишь последовала традициям семьи, где мама и бабушка посвятили жизнь работе с детьми.

— Сама судьба определила мою миссию — влюблять детей в науку, — уверена Татьяна Воробьёва. — Особенно радостно наблюдать за детьми, когда результат деятельности превосходит все их ожидания, а ребёнок получает возможность раскрыть собственные способности. Наши занятия — это больше, чем физика, химия и биология. Это особая атмосфера научного чуда, которое обязательно происходит на каждом уроке. Для этого я выбираю современный формат образовательного пространства — научный коворкинг, который объединил более 200 ребят в нашем центре. Процесс обучения основан на взаимопомощи, обмене знаниями и опытом всех участников. В итоге каждый чувствует себя незаменимой частью коллектива. Главная моя задача — создать ситуацию успеха ребёнка на каждом занятии. Не навязывая при этом ученику единственно верное решение в той или иной ситуации, чтобы он думал сам. В итоге юные учёные становятся дипломантами различных конкурсов.

В финальном этапе конкурса «Сердце отдаю детям» приняли участие 90 педагогов из 40 регионов страны. В течение четырёх дней они должны были представить открытый мастер-класс и принять участие в импровизационном состязании «Сетевая интеграция в дополнительном образовании». Во время конкурсных испытаний Татьяна Воробьёва реализовала коворкинг-сессию — особый вид образовательного пространства, где ребёнок может почувствовать себя и IT-специалистом, и учёным-исследователем. Также во время мастер-класса она использовала приёмы эйдетики — системы, которая позволяет запоминать большие объёмы информации при помощи образов, символов, звуков и др.

Конкурс профессионального мастерства — это возможность проявить себя, пообщаться с коллегами и познакомиться с новыми технологиями работы с детьми. Вот и во время мастер-класса педагоги демонстрировали инновационные подходы к обучению. Татьяне Воробьёвой особенно запомнился опыт коллеги из Москвы Андрея Задубровского, который на своих занятиях использует искусственный интеллект и с его помощью создаёт с ребятами спектакли. Татьяна Воробьёва также решила взять этот приём на вооружение.

Я счастлива, когда мне удаётся разжечь огонь знаний в ребёнке, побудить его узнавать новое. Моим главным наставником была мама, которая работала учителем начальных классов. Она привила мне любовь к детям, показала, что педагогика — это свет, что люди, которые дарят своё сердце детям, — это люди самоотверженные, люди большой и широкой души. И как много таких людей я увидела на конкурсе! Поняла, сколько всего нового, интересного происходит в масштабе нашей страны, — делится впечатлениями после победы в конкурсе Татьяна Воробьёва.

В эколого-биологическом центре «Эколог» она работает три года и реализует две дополнительные образовательные программы: «Ты — учёный» и «Химический апгрейд». На первой — дети 5−6 классов изучают основы науки, химии, физики и биологии, а вторая уже для детей постарше, для тех, кто хочет участвовать в олимпиадах и, возможно, защищать исследовательские проекты.

В центре «Эколог» реализуются разнонаправленные программы, но экология, конечно, занимает особое место.

— Странно слышать, что современные дети не думают об экологии, а хотят только сидеть в телефонах… Это не так, — уверена Татьяна Воробьёва. — У нового поколения активная жизненная позиция, в их среде развита волонтёрская деятельность. Мы с ребятами сажаем деревья, делаем скворечники. Это первые, но уже осознанные экологические шаги, которые дети делают сами. И привлекают к этому своих родителей.

Уфимский педагог убеждена, что дети, которые приходят к ней заниматься, уходят с уроков счастливыми, начинают верить в себя, стремятся к изучению науки. Ребята, по её мнению, должны на каждом уроке совершать открытия, удивляться чему-то, тогда уже не будет проблемы, что они не придут на следующее занятие. Наоборот, будут сами подходить к педагогу, предлагая сделать что-то новое.

Профессиональное кредо Татьяны Воробьёвой — влюблять детей в науку и заниматься творчеством. У неё постоянно рождаются какие-то идеи, которые, в том числе, подсказывают и ученики.

Так, на одном из уроков дети изучали хлорофилл и задумались, а что, если использовать его для получения энергии? И в итоге создали макет предприятия по производству биодизеля, который, кстати, был успешно представлен на Российском энергетическом форуме в Уфе.

Артур СУНАГАТУЛЛИН

Яндекс.Метрика