Уроки труда. По ступеням роста

Тему сокращения дефицита педагогических кадров в республике через развитие института наставничества обсуждали на одной из площадок республиканского августовского совещания по образованию. Председатель Башкирского рескома Общероссийского Профсоюза образования Раиль Газизов поделился опытом участия профсоюзных организаций в профессиональном становлении молодых педагогов.

Башкирская республиканская организация всемерно поддерживают профессиональный рост педагогов и содействуют его организации и совершенствованию. В рескоме существует целая система обучения членов профсоюза с целью повышения их правовой, организаторской, профессиональной грамотности. Работа с молодыми кадрами в приоритете в большинстве профсоюзных организаций. В территориальных профсоюзных организациях действуют советы или клубы молодых специалистов. Лучшим руководителям этих клубов, советов реском назначает профсоюзную стипендию.

Конечно, мы больше занимаемся просвещением молодых специалистов в социальных вопросах, ежегодно проводим семинары «Ваши права, молодой педагог», — отметил Раиль Газизов. — На наши семинары мы также приглашаем квалифицированных специалистов по актуальным проблемам формирования профессиональных компетенций педработников, приглашаем выступать с мастер-классами победителей конкурсов «Учитель года», опытных методистов. Это позволяет молодёжи работать над расширением своих компетенций. В сумме всё это работает на личностный и профессиональный рост педагога, на его самоопределение и самоощущение в социуме и педагогическом сообществе, способствует закреплению специалистов в отрасли.

Говоря о профессиональном росте педагогов, Раиль Газизов отметил большую роль проводимых муниципальных и республиканских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года» и других. Профсоюзные организации традиционно являются соучредителями этих конкурсов, вручают профсоюзные призы лауреатам и победителям. Реском профсоюза оказывает материальную помощь победителям республиканских конкурсов в подготовке к всероссийским конкурсам.

Одна из задач профсоюзных организаций — содействие созданию оптимальных условий труда, справедливой оплаты, получения молодым учителем подъёмных в соответствии с колдоговорами, успешного прохождения аттестации — словом, помощь во всех жизненных проблемных моментах. Не остаются без внимания и вопросы оздоровления, так как это — одна из важных мер социальной поддержки работников. Возрастающие нагрузки, стрессовые ситуации, эмоциональное выгорание, сопутствующие педагогической профессии, безусловно, сказываются и на трудоспособности учителя, и на его здоровье.

Молодой семье педагогов с невысокой зарплатой, маленькими детьми, ипотекой трудно бывает выкроить из своего бюджета средства ещё и на оздоровительную путёвку. Поэтому в рескоме профсоюза более восьми лет реализуется оздоровительная программа «Мать и дитя», рассчитанная на поддержку данной категории работников-членов профсоюза.

Сейчас мы запустили программу десятидневного санаторного оздоровления «взрослых» педагогов, — отметил Раиль Газизов. — При этом реском оплачивает для членов профсоюза 50% стоимости санаторных путёвок. Ежегодно около тысячи работников образования и членов их семей отдыхают в санаториях республики по профсоюзным путёвкам. В этом же ряду социальной поддержки и оказываемая материальная помощь работникам образования — членам профсоюза в трудной жизненной ситуации.

Реском профсоюза содействует учителям в бесплатном получении дополнительного образования, прохождении курсовой переподготовки, что называется, по профсоюзной линии. Так, по 36-часовой программе учебного профсоюзного центра «Способы разрешения конфликтов и поддержания деловой коммуникации в коллективе» 345 педагогических работников нашей республики получили удостоверения о повышении квалификации. Через межрегиональную Зимнюю школу молодых педагогов «Таир — 2022» (Марий Эл) 95 человек также получили удостоверения. В прошлом году рескомом было организовано обучение для заместителей руководителей образовательных организаций и педагогических работников из числа кадрового резерва руководителей по программе «Менеджмент в образовании» (39 человек получили удостоверение).

Раиль Газизов отметил, что вопрос развития наставничества — непростой. Где, каким образом, за счёт каких ресурсов его организовать в учреждении? Допустим, что формально его организовали. А как добиться системности и результативности данной работы? Наставничество широко практиковалось в Советском Союзе, но сегодня иные реалии, в коллективах присутствует заметная конкуренция. Даже система оплаты труда в учреждениях предполагает определённую соревновательность работников в результатах. Не говоря уже о различных конкурсах, рейтингах и т. д. Да, есть известное: учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться. Но вряд ли в образовании работают одни альтруисты, готовые бескорыстно, в ущерб личному времени отдавать силы работе, не предусмотренной трудовым договором.

Как отметил Раиль Газизов, без отчётливой мотивации работников к участию в движении наставничества трудно будет сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. Мотивация, как известно, это побуждение к действию. Поэтому средства мотивации — материальные или нематериальные — ещё предстоит сообща наработать. И если учесть, что финансовые средства на эти цели пока никто не даёт, то всё предстоит осуществить за счёт собственных внутренних ресурсов организаций.

— Реском и профсоюзные организации в целом в своей работе с молодыми педагогами преследуют главную задачу — содействовать их адаптации на рабочих местах и закреплению в отрасли, — подчеркнул Раиль Газизов. — Наш анализ показывает, что если первые два-три года работы молодого специалиста проходят в более или менее комфортных условиях, в доброжелательном коллективе, то он, скорее всего, останется в образовании. И наоборот. Неуспехи, трудности, которые молодой учитель не может одолеть в одиночку, отсутствие определённых навыков, куча отчётов и иных непрофильных дел отвращают его от профессии.


Артур СУНАГАТУЛЛИН

Яндекс.Метрика