Проверка показала: нагрузка вроде бы есть, а вроде бы нет

Отсутствие в трудовых договорах условий о фактическом объеме учебной нагрузки, выполняемом учителем, остается самым распространенным нарушением, выявляемым во время общепрофсоюзной тематической проверки по соблюдению трудового законодательства в образовательных учреждениях Башкортостана. Итоги проверки 2023 года обсудили на заседании президиума республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования.

В Башкортостане общепрофсоюзная проверка охватила 165 образовательных учреждений, выявлено более 440 нарушений трудового законодательства, в анонимном анкетировании приняли участие порядка 5760 педагогических работников.

Как отмечает главный правовой инспектор труда Башкирского рескома профсоюза Станислав Яруллин, вопрос наличия в трудовых договорах условий о фактическом объеме учебной нагрузки на протяжении последних десяти лет оставался одним из основных в ходе республиканских и общепрофсоюзных тематических проверок.

Так, например, в трудовых договорах с работниками одной из школ не установлен объем учебной нагрузки, не определены условия труда на рабочем месте, дополнительные соглашения не оформлены. Аналогичное нарушение выявлено и в отношении тренеров-преподавателей одной из детско-юношеских спортшкол — в трудовых договорах вместо объема учебной (преподавательской) работы прописана продолжительность рабочего времени. Основная причина такого нарушения связана с недостаточной компетентностью лиц, отвечающих за кадры.

По сравнению с 2021 годом проверка показала увеличение нарушений в вопросе закрепления объема учебной нагрузки педагогических работников на 16%.

Это свидетельствует в том числе о недостаточной системной работе председателей территориальных, первичных организаций профсоюза, профсоюзного актива в вопросах профилактики и предупреждения нарушений норм трудового законодательства в целом и при определении учебной нагрузки в частности, — уверен Станислав Яруллин. — Введение в практику ознакомления поступившего на работу сотрудника с коллективным договором образовательной организации с одновременным разъяснением того, что должно быть в его трудовом договоре, проведение экспертизы проекта трудового договора поможет значительно снизить долю нарушений в этом вопросе.

Анкетирование работников показало, что образовательные организации не применяют в своей деятельности электронный документооборот, продолжая дублировать документы в бумажном виде. Педагогические работники, руководители образовательных учреждений и их заместители по-прежнему перегружены документацией, которую от них требуют как непосредственные руководящие органы, так и различные органы надзора и контроля.

На президиуме отметили высокую результативность общепрофсоюзной тематической проверки. По информации председателей территориальных организаций профсоюза, правовых и внештатных инспекторов труда, устранено 60% выявленных нарушений. Остальные взяты на контроль выборных органов. Это вызвано тем, что их исправление требует временных затрат и/или комиссионного участия, например, внесения изменений в локальные нормативные акты, коллективные договоры.

Как отметили на президиуме, проверка способствовала выявлению и устранению нарушений действующего трудового законодательства, усилению ответственности должностных лиц за состояние правового обеспечения трудовых отношений, мотивации профсоюзного членства.

Артур СУНАГАТУЛЛИН, Мой профсоюз, №05 от 1 февраля 2024

Яндекс.Метрика