Новая модель аттестации открывает перед педагогами неограниченные возможности профессионального роста

«Учительская газета», № 32 от 7 августа 2018 года

Андрей ПЕТРОВ, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования:

— Андрей Евгеньевич, а почему вообще возникла необходимость отказаться от действующей модели аттестации, к которой педагоги привыкли, многих она вполне устраивала?
— По итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации Президент Российской Федерации 23 декабря 2015 года дал поручение Правительству Российской Федерации «…обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций…».
Иными словами, была определена задача — гарантировать возможность каждому желающему педагогу расти и развиваться в своей профессии. Сегодняшняя модель аттестации со сбором огромного количества сертификатов для портфолио, с многочисленными аттестационными комиссиями дает нам в результате учителя Калужской области, Республики Дагестан, Краснодарского края или Республики Крым и так далее, но никак не российского учителя. Как только у педагога возникает необходимость переехать из одного региона в другой, ему снова приходится проходить аттестацию по новым правилам. То есть действующая модель не предполагает единого образовательного пространства. Причем документы для аттестации в каждом из регионов России пусть незначительно, но все же отличаются. В основу разработки новой модели аттестации положены единые федеральные оценочные материалы — ЕФОМ, которые в свою очередь коррелируются с ФГОС. Эта модель очень долго обсуждалась и была признана оптимальной, чтобы создать все условия для системы учительского роста. Независимая оценка аттестации квалификации педагога на основе ЕФОМ идет по четырем компетенциям — предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной. Если педагог действительно хочет профессионально расти, то благодаря аттестации, проводимой в новом формате, он сможет выявить свои дефициты в той или иной области знаний и получить конкретные рекомендации, как их восполнить, то есть какие дополнительные профессиональные программы для выявления и заполнения личных дефицитов выбрать.
Составлением оценочных материалов по разным компетенциям занимались разные организации, так, к примеру, психолого-педагогическим направлением занимался МГППУ. Разумеется, собираясь внедрить новую модель, мы понимали, с каким недоверием педагоги относятся к различным оценочным процедурам. И ничего удивительного в этом нет, это еще со сказок заложено в нашем восприятии — сначала накормите, то есть мотивируйте, а потом экзаменуйте. Так вот, разрабатывая «дорожную карту» по внедрению новой модели аттестации, мы сразу предусмотрели то, что педагоги, справившись с ЕФОМ, будут получать серьезные надбавки к своей зарплате, особенно много заманчивых возможностей открывается перед молодежью. Благодаря новой модели аттестации им не надо будет ждать 3‑5 лет, чтобы аттестоваться на повышающую категорию. Я думаю, что внедрение этой модели обязательно скажется на благосостоянии нашего учительства, в первую очередь, конечно, это коснется активных педагогов, которые хотят чего-то добиться в своей профессии. Безусловно, всегда будут недовольные, те, кто хочет жить спокойной жизнью, катиться по накатанным рельсам. Но хочу сказать, что новая модель аттестации никак не ухудшит материального положения и этой категории учителей.
— Апробация уже прошла, как отнеслись к новой модели учителя?
— Ну, во-первых, сразу скажу, что апробация проходит на исключительно добровольных началах, осенью прошлого года были апробированы предметные ЕФОМ. Тогда было определенное недовольство среди педагогов. Возможно, не везде оценочные материалы были совершенными, или, к примеру, было неудачно выбрано время апробации. В этот раз все прошло спокойно. При проведении апробации новой модели аттестации педагоги получили возможность оценивать сами аттестационные материалы и процедуры. Координацию апробации обеспечивали представители региональных министерств и департаментов образования, директора и сотрудники школ, представители Общероссийского профсоюза образования и иных общественных организаций. Мне это все напомнило ускоренную модель общественного признания ЕГЭ. Чтобы общество признало ЕГЭ как реальную ценность, должно было пройти долгих 10 лет. Учителя, как известно, народ грамотный. Они сразу оценили огромные возможности новой модели аттестации, увидев в ней свою выгоду. Это не только реальные надбавки к зарплате, но и возможность профессионального роста, получение званий и наград, возможность участвовать в конкурсах. Безусловно, изменится и система дополнительного последипломного образования. Сейчас, я бы сказал, перевес уже на стороне новой модели аттестации, в то время как в прошлом году больше педагогов отдавало предпочтение старой модели. Педагоги стали понимать, что благодаря этой модели они могут показать, что владеют определенными знаниями и компетенциями, что могут сформулировать конкретное задание, скажем, для слабослышащего или слабовидящего ребенка. В то же время учитель может увидеть, какие темы у него западают, и усилить соответственно подготовку. Для нас же это возможность трансформировать систему ДПО, начать готовить тьюторов по новой модели аттестации.
— Я знаю, что был назначен единый день, когда проходила апробация…
— Да, причем, что самое поразительное и ценное, те педагоги, которые по каким-то причинам не смогли бы пройти в этот день апробацию, например они болели или находились в отпуске, просили перенести ее на другой день. Для нас также очень важно, что мы получили обратную связь от педагогов, они написали нам свои замечания к ЕФОМ, к тому, как сформулированы задания, что нужно изменить, чтобы их усовершенствовать. Сейчас эти замечания в обработке, и для нас это, пожалуй, самый главный итог апробации.
На данный момент привлеченные эксперты проводят обработку результатов апробации. Завершение этой работы и подготовка анализа итогов планируются до 17 августа. В настоящее время идет формирование состава Апробационной экспертной аттестационной комиссии. Предполагается, что в состав комиссии должны войти представители Министерства просвещения, федеральных государственных образовательных организаций, Общероссийского профсоюза образования, представители субъектов, вузов, принимавших участие в апробации новой модели аттестации, представители педагогического сообщества.
В начале сентября на заседании Апробационной экспертной аттестационной комиссии пройдет рассмотрение результатов проведенной апробации. С 1 по 30 октября 2018 года состоится общественно-профессиональное обсуждение с привлечением федеральных и региональных средств массовой информации.
Результаты обсуждения новой модели аттестации учителей также представят на всероссийской конференции в ноябре 2018 года.
— А когда пройдет итоговая апробация и планируется переход новой модели аттестации в штатный режим?
— В соответствии с утвержденной «дорожной картой» по формированию и введению национальной системы учительского роста 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей. До декабря 2019 года пройдут разработка и апробация единых федеральных оценочных материалов по всем предметам. В первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников. В штатный режим новая модель войдет в 2022 году. К этому времени, думаю, пройдет серьезная реконструкция системы дополнительного профессионального образования и переподготовки учителей. Будет предложена целая система мер, реестр программ повышения квалификации. Ведущую роль в этом вопросе будет играть АПК и ППРО. В будущем он станет называться Центром реализации государственной образовательной политики и информационных технологий. Наша главная задача — создать то самое пространство дополнительного образования, где аттестация будет проходить по единым требованиям в стране, и станет не важно, где педагог ее прошел — в Хабаровске или Калининграде.
— Но ведь уровень региональных институтов повышения квалификации, институтов развития образования разный, не скажется ли это как-то на проведении новой модели аттестации?
— Для этого и нужен профессиональный стандарт, а также ФГОС, который является главным нормативным документом, определяющим содержание общего образования. Идет четкая корреляция между ФГОС и новой моделью аттестации. Другой вопрос, что нам нужно модернизировать в целом нашу систему образования. Уже апробация новой модели аттестации показала, что наши школы в регионах очень по-разному укомплектованы техникой, где-то скоростной Интернет, где-то — очень медленный или вообще отсутствует. И это, безусловно, те проблемы, на которые необходимо обратить свое внимание сейчас и в дальнейшем. Задача снижения неравенства по регионам важнейшая для повышения качества образования. Что бы мы ни говорили, равный доступ к образованию есть, но равного качества образования пока нет.
Мы, кстати, проводили мониторинг дополнительного профессионального образования, главный вывод по его результатам таков: структура и характер основных форм повышения квалификации остаются неизменными, притом что требования к качеству подготовки учителя существенно изменились. Содержание программ повышения квалификации не в полной мере соотносится с областями профессиональных дефицитов учителей, с требованиями ФГОС. Выход из этого противоречия в реализации комплексного проекта модернизации педобразования, направленного на формирование индивидуальной программы повышения квалификации, профессиональной экспертизы и аккредитации ДПО, введении нового стандарта пед­об­ра­зо­ва­ния и создании единого реестра программ ДПО.
— Как бы вы прокомментировали слова руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины о том, что «новая модель противоречит позиции министра Ольги Юрьевны Васильевой об уважительном отношении к учителю»? В «Учительской газете» (см. «УГ» № 26 от 26 июня 2018 года) Исаак Калина также говорит об опыте Москвы, «где сейчас успешно действует процедура аттестации педагогов на первую и высшую квалификационные категории. Что в ней важнее всего, так это то, что она не отрывает учителя от работы с детьми, так как основана только на реальных результатах реальной работы учителя с его учениками».
— Могу только сказать, что Москва проводит аттестацию по старой модели.
— Андрей Евгеньевич, в апробации участвовали 19 регионов, по какому принципу шла выборка регионов?
— Регионы были определены Департаментом госполитики. Кстати, мы разработали также ЕФОМ для выпускников педагогических вузов, в апробации которых приняли участие студенты 11 педвузов страны из 10 субъектов РФ 7 федеральных округов. Причем мы, как правило, выбирали рядовые провинциальные вузы. Есть идея наделить выпускной экзамен аттестационными полномочиями, когда человек, выходя из вуза, может претендовать на категорию, не дожидаясь 3‑5 лет отработки. Выпускники вузов, кстати, справились с ЕФОМ очень хорошо.
В завершение хочу сказать, что новая модель касается огромного числа людей, наше учительство по количеству сопоставимо с Вооруженными силами и даже превышает их, поэтому все наши шаги мы координируем с Общероссийским профсоюзом образования.

Источник.

Яндекс.Метрика