В башкирском детском саду развивают систему наставничества

Молодой специалист, приходя в новый коллектив, нуждается в поддержке старших коллег, в обучении трудовым навыкам, поэтому в детском саду №2 Караидельского района Башкортостана существует многолетняя практика наставничества. Среди опытных педагогов, помогающих молодым коллегам, — старший воспитатель Лилия Давлетшина. Ее заслуги оценены на региональном уровне — в конкурсе «Лучший наставник Республики Башкортостан» она заняла призовое место.

Лилия ДАВЛЕТШИНА

Зачастую в детские сады приходят люди, имеющие педагогическое образование, но без опыта работы и специальных знаний. Большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни тем более на инновации.

— Вот и в нашем саду, открывшемся в январе 2014 года, собрались педагоги с разной подготовкой и уровнем практических знаний, — рассказывает Лилия Давлетшина. — Проблема в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма. Без должной поддержки люди могут сломаться и уйти из профессии. Решить проблему позволяет система наставничества. В нашем коллективе опытные педагоги помогают начинающим воспитателям вникнуть во все тонкости профессиональной деятельности.

Лилия Рамильевна на протяжении многих лет оказывает помощь молодым воспитателям, развивая в них уверенность в собственных силах и в правильном выборе профессии. За плечами у нее почти 25 лет педагогического стажа в дошкольной системе. Только за последние три года школу мастерства Лилии Давлетшиной прошли пять начинающих педагогов. Так, для воспитателя Гульфии Габдуллиной она стала бесценным помощником в первый год работы.

— Получив высшее педагогическое образование, я решила связать свой трудовой путь с детским садом, — рассказывает девушка. — И никогда бы не подумала, что профессия воспитателя настолько многогранная и непредсказуемая. Несмотря на багаж знаний, полученных в вузе, я испытывала трудности в проведении занятий, в общении с детьми. Особенно сложно было разрешать детские конфликты. Лилия Рамильевна не давала мне готовых рецептов, а направляла к правильным решениям. Из сложных ситуаций мы выходили вместе. Благодаря поддержке наставника я овладела необходимыми навыками работы с детьми, легко адаптировалась в учреждении. В общем, за короткий срок смогла проявить свои педагогические знания и творческий потенциал.

Заведующая детским садом Фанизя Бариева видит большой эффект от работы Лилии Давлетшиной. Ее подопечные педагоги и их воспитанники являются участниками многочисленных конкурсов, олимпиад, фестивалей и соревнований. Другой отличный показатель — отсутствие увольнений среди молодых специалистов.

— Наставник должен быть психологически настроен на работу со своим молодым коллегой и обладать навыками консультирования и оценивания, — уверена Лилия Давлетшина. — Важно при этом быть открытым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодого воспитателя, обладать терпением и спокойствием, а также быть примером для него в отношениях с воспитанниками, родителями, коллегами. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, иметь развитые коммуникативные навыки, способность и готовность делиться опытом. Поскольку сама система наставничества строится на создании альянсов и взаимной ответственности, ключ к ее успешному функционированию — тесное взаимодействие всех участников процесса.

Как известно, молодые специалисты способны привнести новый взгляд на обучение, свежие идеи. Таким образом, грамотное управление процессами их адаптации и становления не только помогает их профессиональному росту, но и содействует развитию детского сада.

Наставническая деятельность Лилии Давлетшиной шагнула за пределы района. Несколько лет назад на республиканском семинаре-практикуме она поделилась своим опытом с педагогами Башкирии.

— Наставническая работа в нашем детсаду ведется постоянно, — подытоживает Лилия Рамильевна. — В планах — развивать институт сетевого наставничества в районе. С помощью педагогов из местного педколледжа планируем проводить профориентационные часы с учениками старших классов школ для подготовки специалистов в дошкольные образовательные учреждения.

Артур СУНАГАТУЛЛИН. Фото автора

Яндекс.Метрика