Татьяна Астрелина: «Система оплаты труда педагогов в республике требует серьёзной корректировки»

Руководитель Гострудинспекции Татьяна Астрелина приняла участие в парламентских слушаниях по проблемам нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в республиканской системе образования, которые состоялись 20 апреля в Доме Госсобрания — Курултая РБ.

Докладчики, среди которых — председатель Комитета Госсобрания-Курултая РБ по образованию, культуре, молодёжной политике и спорту Раиль Асадуллин, министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, председатель республиканского профсоюза работников образования Раиль Газизов, директор гимназии № 1 г. Стерлитамака Риф Тажиев, руководители других учебных заведений говорили в основном о той колоссальной административной (бюрократической) нагрузке, которую взвалили на учителей. Речь, конечно, об излишней отчётности (как бумажной, так и электронной), загруженность которой не позволяет педагогам сконцентрироваться на своих прямых обязанностях — на обучении и воспитании детей. Надо ли говорить о том, как это сказывается на качестве образования.

Не менее серьёзное влияние на него оказывает оплата труда учителя. Как отметила Татьяна Астрелина, это ещё и одни из основных факторов, обуславливающих текучесть кадров. Так, из 311 обращений педагогов в Гострудинспекцию за два предыдущих года, 281 (то есть, более 90 процентов) касалось вопроса заработной платы. В своём выступлении руководитель надзорного ведомства коснулась выполнения Указа Президента России № 597, цель которого — реальное повышение зарплат бюджетников определённых категорий.

Что видим на практике? Да, кто-то из педагогов почувствовал повышение оплаты труда, но произошло оно в большинстве случаев за счёт увеличения нагрузки. А у кого-то зарплата осталась на прежнем уровне или даже уменьшилась, — отметила Татьяна Николаевна.

— В итоге достижение установленного «указного» показателя, мы полагаем, свелось к арифметическим манипуляциям, когда за средней величиной размера зарплаты по конкретному образовательному учреждению скрывается «разбег» в десятки тысяч рублей. Почему так происходит, и что мы предлагаем сделать? Система оплаты труда педагогических работников регулируется в основном Постановлением Правительства РБ № 374. Осложняет ситуацию отсутствие правовой определённости отдельных положений этого документа. К примеру, в нём чётко не определено, является ли персональный повышающий коэффициент (ППК) обязательной составляющей заработной платы. Также непонятно, что конкретно нужно выполнить учителю для его получения. В итоге на практике в одной школе одним из критериев получения такой выплаты сделали отсутствие долгов по родительской плате (это как раз та самая дополнительная непрофильная нагрузка на педагога, о чём все говорили) и работа без больничных листов, что тоже мало того, что не соотносится с качеством образования, так ещё и влияет на состояние здоровья учителя и учеников).

Серьёзной корректировки требуют и другие пункты данного постановления. Так, в нём фигурирует такое понятие, как замещение отсутствующих учителей, в то время как в Трудовом кодексе его нет вообще, есть совмещение профессий (должностей), также совместительство, сверхурочная работа с конкретными алгоритмами оплаты.

Татьяна Астрелина завершила своё выступление предложением Правительству РБ с участием профсоюзов, представителей образовательных учреждений проработать изменения в Постановление № 374 с целью обеспечить максимальную понятность и прозрачность составных частей зарплаты педагогов, сформулировать конкретный перечень стимулирующих выплат и критерии для их установления.

Источник

Парламентские слушания по вопросу «Проблемы нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в республиканской системе образования»
Яндекс.Метрика