Состоялись парламентские слушания по проблеме внеурочной загруженности учителей

В Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан состоялись парламентские слушания по вопросу «Проблемы нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в республиканской системе образования».

Открывая мероприятие, заместитель Председателя Государственного Собрания Рустам Ишмухаметов отметил, что за последние годы в Башкортостане многое сделано для развития региональной системы образования, но имеются системные недостатки и нерешенные проблемы, которые отражаются на качестве реализации образовательных программ и эффективности педагогической деятельности.

Проблемы связаны с размером заработной платы педагогических работников, неопределенностью в объемах учебной нагрузки, с дефицитом педагогических кадров, недостаточным престижем среди молодежи профессии учителя, различием в условиях и качестве образования детей, проживающих в городах, районных центрах и сельской местности, большой бумажно-административной нагрузкой учителей, — сказал Рустам Ишмухаметов.

Особое внимание участники парламентских слушаний уделили проблеме внеурочной загруженности учителей. Было отмечено, что согласно результатам международного исследования российская система образования является наиболее забюрократизированной среди образовательных систем 36 стран мира. Российский учитель трудится более 46 часов в неделю, затрачивая на выполнение планов и отчетов и на подготовку к урокам более 15 часов.

— По результатам различных социологических исследований выявлено не менее 49 видов документов и отчетов, заполняемых учителями, — сказал Рустам Ишмухаметов. — 67% опрошенных педагогов подтверждают, что высокая документационная нагрузка остается нерешенной проблемой.

Министр образования и науки Республики Башкортостан Айбулат Хажин отметил, что далеко не всегда дополнительная нагрузка на учителя прямо связана с образовательным процессом. При этом наибольшие споры вызывает дополнительная нагрузка, обеспечивающая удовлетворение интересов сторонних организаций.

— Это всевозможные запросы общественных организаций, просьбы организовать участие детей в мероприятиях, не имеющих отношения к школьному или муниципальному плану воспитательных мероприятий, просьбы привлечь учителей на «помывку забора по красной линии улицы», — сказал Айбулат Хажин. — Как правило, эта работа не регламентирована, носит авральный характер, основана на личных просьбах и, конечно же, не оплачивается.

Также проблему административной нагрузки затронули в своих выступлениях председатель Башкирской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования Раиль Газизов и директор Гимназии № 1 Стерлитамака Риф Тажиев.

— Общероссийский Профсоюз образования, федеральное министерство, Рособрнадзор направляли совместные циркуляры и рекомендации в субъекты Российской Федерации, в адрес руководителей органов управления образованием о необходимости освобождения школы от непрофильных функций, а педработников — от административной и бумажной волокиты. — отметил Раиль Газизов. — Однако и сегодняшних парламентских слушаний не было бы, если бы названная проблема решалась или была решена. На муниципальном уровне школе навязываются обязанности практически всеми структурами органов управления, включая администрации муниципальных образований, военкоматы, структуры МЧС, МВД и другие. Им вменяется в обязанность, например, сбор информации о наличии пожарных извещателей, ежедневное бесплатное сопровождение детей в транспорте в школу и обратно, сбор денег на питание учащихся и другие нужды, обход микрорайона, дежурство и патрулирование в общественных местах, вплоть до разнесения повесток допризывникам от военкоматов и др. В докладе также прозвучало, что почти 90% опрошенных учителей отвлекаются на заполнение различных отчетов и выполнение работ других ведомств. И это на фоне того, что 42% респондентов работает на 1,5−2 ставки. Это удручающая статистика.

Руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Республике Башкортостан Татьяна Астрелина сообщила об основных проблемах, связанных с оплатой труда педагогических работников.

По итогам обсуждения был принят проект рекомендаций парламентских слушаний органам государственной власти и местного самоуправления, Совету ректоров вузов Республики Башкортостан и образовательным организациям. Документ будет доработан парламентским Комитетом по образованию, культуре, молодежной политике и спорту с учетом поступивших предложений.

Источник

1 из 13
Яндекс.Метрика