Сохранить и приумножить. Башкирский реском Общероссийского Профсоюза образования и Минобрнауки РБ подписали Отраслевое соглашение на 2021−2023 годы.

Башкирский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Министерство образования и науки РБ на днях подписали Отраслевое соглашение на 2021−2023 годы. О том, как шла работа над документом, какие изменения были в него внесены и какие социально значимые нормы в нём присутствуют, мы беседуем сегодня с председателем республиканской организации профсоюза Светланой ПРОНИНОЙ.

— Светлана Николаевна, Отраслевое соглашение, по сути, служит дорожной картой в построении слаженной совместной работы с Министерством образования и науки РБ по всем направлениям взаимодействия и является важнейшим документом для работников отрасли. Как шла работа над подписанием соглашения?

— Новое соглашение стало ещё одним правовым актом, определяющим согласованные позиции сторон социального партнёрства по обеспечению стабильной и эффективной деятельности образовательных организаций, защите социальных, трудовых, профессиональных прав и интересов работников отрасли, а также студентов профессиональных образовательных организаций.

Для разработки соглашения была создана рабочая группа из специалистов и руководителей рескома профсоюза и министерства. Работа над соглашением была непростой, по ряду вопросов возникали значительные разногласия, но в результате переговоров все они были урегулированы. На основе взаимных согласований и обсуждений был выработан проект документа, который, в принципе, удовлетворяет и нас от лица работников, и работодателей, полномочным представителем которых является министерство.

Структура соглашения в основном сохранена. Однако изменился сам подход к его формированию. Мы постарались исключить положения, дублирующие статьи Трудового кодекса РФ, сократить так называемую теоретическую часть, а большее внимание уделить вопросам, непосредственно касающимся защиты социальных прав и интересов членов профсоюза — работников и студентов.

— Насколько изменилось новое соглашение по сравнению с предыдущим?

— Прошлое республиканское соглашение сыграло важную роль в решении многих социально-экономических проблем работников отрасли. По результатам анализа эффективности региональных соглашений, проведённого Общероссийским профсоюзом образования, Башкирское отраслевое соглашение по эффективности занимало лидирующие позиции в стране.

Поэтому мы удовлетворены тем, что в новом соглашении сохранены все льготы и гарантии работникам, которые действовали и ранее. Кроме того, включено значительное количество новых положений и мер социальной поддержки, в том числе рекомендованных федеральным Отраслевым соглашением. Отрадно, что мы видели большую заинтересованность в этом и республиканского Министерства образования и науки.

Конечно, наибольшее внимание уделено вопросам, непосредственно касающимся трудовой деятельности работников и защищённости их трудовых прав. Это, например, порядок и условия дистанционной работы; сокращение избыточной отчётности педагогических работников; порядок установления учебной нагрузки руководящим работникам; установление срока трудового договора с руководителем при повторном его заключении на срок не менее чем три года и др.

Подробно освещён раздел «Рабочее время и время отдыха», в котором прописаны положения, требующие дополнительной регламентации, например, установление сокращённой продолжительности рабочего времени отдельным категориям работников учреждений для детей с туберкулезной интоксикацией. Также в новом соглашении отражена недопустимость принуждения педагогических работников к сдаче различного вида тестов, экзаменов с целью проверки уровня компетенций вне рамок аттестации и др.

— Вопросы оплаты труда являются, наверное, самыми актуальными для педагогических работников. Какое внимание в соглашении уделено им?

— В новом соглашении подробно изложен раздел оплаты труда, причём особое внимание уделено тем положениям, которые наиболее часто нарушаются в образовательных организациях. Речь идёт об изменении размеров и условий оплаты труда, установлении стимулирующих выплат педагогическим работникам, особенно за результативность и качество профессиональной деятельности, доплат за работу, не входящую в должностные обязанности учителей, за интенсивность труда и др. Важно, что сохранены размеры доплат за работу в ночное время (50%) и за вредные условия труда (15%).

Также мы подробно осветили вопросы, не урегулированные действующим законодательством. К ним относятся, например, вопросы организации обучения и оплаты труда учителей малокомплектных общеобразовательных организаций, в которых обучающиеся начальных классов объединяются в классы-комплекты; организация регулярного сопровождения обучающихся до места расположения школы и обратно и оплата за эту работу; установление доплат за сложность и напряжённость работы педагогическим работникам, работающим в классе (группе), в составе которого имеется обучающийся с ОВЗ.

Кроме того в новом соглашении прописаны особенности и условия установления доплат за увеличение объёма работ при превышении нормативной наполняемости классов, групп. Особое внимание в документе уделено стимулированию труда работников из числа административно-управленческого и иного персонала, которые ведут и учебную нагрузку, например, руководитель, заместитель руководителя, библиотекарь, лаборант и другие должности, не относящиеся к категории педагогических работников. Также подробно освещены особенности оплаты труда работников, заработная плата которых не достигает МРОТ.

В соглашение включен важный пункт об обязанности работодателя информировать работников об источниках, системе, порядке и условиях оплаты труда работников. Эту норму необходимо прописать в коллективных договорах образовательных организаций. Это важно для профилактики социальной напряжённости в образовательных организациях, связанной с недостаточной информированностью трудовых коллективов, профсоюзного актива в вопросах оплаты труда, особенно касающихся стимулирующих выплат за результативность и качество профессиональной деятельности работников.

— Молодые специалисты — это та категория работников, которая традиционно нуждается в поддержке. Есть ли в соглашении что-либо для них?

— В целях социальной защиты молодых педагогов в новом соглашении подробно освещён раздел «Гарантии молодым специалистам», который включает, в том числе, дополнительные гарантии в оплате труда, другие меры материальной и иной поддержки молодых специалистов. Так, в документе закреплено, что реализация гарантий молодого специалиста осуществляется в течение трёх лет со дня заключения им трудового договора с образовательной организацией по основному месту работы, а не с момента окончания учёбы в вузе или колледже.

Соглашением оговаривается, что статус молодого специалиста также распространяется на работника, имевшего трудовой стаж до завершения обучения.

Отдельный пункт соглашения определяет условия и порядок предоставления молодым специалистам единовременной стимулирующей выплаты, так называемых «подъёмных». Например, если молодой специалист по каким-то причинам не получил эту выплату в год поступления на работу — например, ввиду отсутствия средств, или работодатель «забыл» издать приказ и др. — эта выплата должна быть осуществлена в последующем.

— Есть ли в соглашении разделы, посвящённые профсоюзной стороне, членам профсоюза?

— В соответствии с законодательством, соглашение распространяется на всех работников, но в соглашении есть раздел, касающийся только членов профсоюза. В нём прописаны льготы и гарантии, которые осуществляются только за счёт профсоюзных средств, и это, естественно, для членов профсоюза. Это материальное и моральное поощрение победителей и лауреатов различных конкурсов профессионального мастерства, оздоровление членов профсоюза и членов их семей, правовая поддержка, многочисленные консультации, обучение и многое другое. Например, реском профсоюза проводит обучение целевых групп (от резерва руководящих кадров и молодых специалистов до профсоюзного актива) по определённым программам переподготовки кадров, в том числе с предоставлением соответствующих сертификатов. Профактив — это колоссальный ресурс нашей организации, и поощрение членов профсоюза является важным направлением работы рескома.

При несчастных случаях на производстве реском профсоюза берёт на себя обязательство материальной поддержки семьи пострадавшего члена профсоюза в размере 10 МРОТ. Также для членов профсоюза создан кредитный союз «Образование», где они на льготных условиях могут взять краткосрочные и долгосрочные ссуды. Ежегодно около 700 человек пользуются этой возможностью.

— Какие ещё важные моменты освещены в соглашении?

— Поскольку федеральное отраслевое соглашение в полной мере не регулирует все вопросы аттестации педагогов, раздел «Аттестация педагогических кадров» представлен очень подробно, особенно по вопросам, касающимся оплаты труда работников по результатам аттестации. Так, один из пунктов соглашения рассматривает возможность распространения оплаты труда по имеющейся квалификационной категории по одной должности на оплату работы по другой должности. Например, в случае, когда учитель с действующей высшей квалификационной категорией из школы приходит работать в детский сад воспитателем. Категория с должности «учитель» не распространяется на должность «воспитатель», и работник теряет 55%-ную доплату. Но соглашение даёт возможность сохранить её за работником.

Раздел «Охрана труда и здоровья» включает важные вопросы, касающиеся процедуры управления профессиональными рисками, заключения соглашений по охране труда, возврата части сумм страховых взносов образовательными организациями (до 30%), организации обучения работников и работодателей вопросам охраны труда и др.

Это лишь некоторые положения соглашения. Другие нормы, регулируемые документом, не менее важны в решении вопросов социальной защиты работников. И, самое главное, на основе нашего соглашения будут заключены отраслевые соглашения в городах и районах республики и коллективные договоры в образовательных учреждениях.

Надеемся, что совместная работа профсоюзов и органов управления образованием, работодателей, как социальных партнёров, позволит и в дальнейшем эффективно выполнять нашу основную задачу — улучшать качество жизни и условия труда работников образования.

Беседовал Артур СУНАГАТУЛЛИН

Яндекс.Метрика