Риски образовательной организации при переходе на аутсорсинг

Сегодня в образовательных организациях республики проводятся мероприятия по передаче непрофильных функций на аутсорсинг. В каких-то муниципалитетах настаивают на передаче на аутсорсинг всех функций (уборка служебных помещений, охрана, питание, ремонт, стирка), а где-то только часть. Понятно, что такое решение принимается и продавливается «сверху», а реализовывать его придется руководителям образовательных организаций. Поэтому руководителям важно знать риски перехода на аутсорсинг и быть готовым к тому, чтобы их минимизировать. Предлагаем вашему вниманию анализ возможных рисков при переходе на аутсорсинг.

1. Финансовые и риски ликвидности.
В соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в РБ на территории республики установлена минимальная заработная плата:
— для работников организаций внебюджетного сектора экономики Республики Башкортостан — в размере 8900 рублей в месяц;
— для работников организаций бюджетного сектора экономики Республики Башкортостан — в размере 7500 рублей в месяц.
В настоящий момент работники, обслуживающие деятельность образовательных организаций (уборщики служебных помещений, сторожа, дворники, операторы) и состоящие в штате образовательных организаций получают минимальную заработную плату в размере 7500 рублей. В предприятиях частного (негосударственного) сектора таким работникам придется платить минимальную заработную плату в размере 8900 рублей. Т. е. стоимость труда за аналогичный труд возрастает. В связи с тем, что частные предприятия основной своей целью имеют извлечение прибыли из своей деятельности и покрытие понесенных расходов, то расходы на услуги таких предприятий, только в части заработной платы, будут завышены минимум на 16%.
Согласно ст. 2 Соглашения размер минимальной заработной платы, обеспечивается работодателями внебюджетного сектора экономики республики — за счет собственных средств.
Если сегодня образовательные организации оплачивают труд своих работников, например уборщиков служебных помещений, в размере 7500 рублей в месяц, то в случае заключения договоров на обслуживание с частными предприятиями образовательные организации вынуждены будут оплачивать такую стоимость услуг, которая позволит компенсировать затраты предприятий на оплату заработной платы работников в размере 8900 рублей. Это в свою очередь приведет к увеличению расходов бюджетов образовательных организаций и возможному дополнительному финансированию со стороны учредителей образовательных организаций.
Отсутствие же платежеспособности образовательных организаций может привести к задолженности по обязательствам, судебным тяжбам и, как следствие, нежеланию частного бизнеса в дальнейшем строить свои отношения с бюджетными организациями, ликвидации частных предприятий и возврату работников штаты образовательных организаций. Все это приведет к дополнительным финансовым расходам.

2. Отсутствие контроля. Социальные опасения.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса не производятся — действуют «надзорные каникулы» (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Запрет касается, в том числе на проведение проверок такими организациями, как трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора и др.
Более того, во вновь созданных частных предприятиях не сразу появятся профсоюзные органы, которые могли бы осуществлять контрольную и надзорную деятельность в рамках трудового законодательства.
Учреждение и создание множества малых и средних частных предприятий по обслуживанию образовательных организаций может привести к отсутствию контроля за соблюдением частными предприятиями трудового законодательства, особенно в части выплаты заработной платы, выполнения социальных обязательств и перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Как показывает статистика, основная задолженность по зарплате приходиться именно на частный сектор экономики.
Нарушения трудовых, социально-экономических прав работников частных предприятий может повысить социальную напряженность среди работников и недовольство властью, ведь решение по развитию частного сектора в социальной сфере принято именно ей.

3. Риски в сфере охраны здоровья.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)» все штатные работники образовательных организаций проходят обязательное, 1 раз в год, медицинское обследование.
Такие медосмотры проводятся в том числе, в целях выявления заболеваний являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы в образовательных организациях и при контактах с детьми.
На работников, работающих в частных предприятиях и оказывающих платные услуги образовательным организациям, такие требования не распространяются. В связи с этим присутствует вероятность того, что в образовательной организации может находиться работник частного предприятия не прошедший медицинский осмотр и имеющий заболевание опасное для жизни и здоровья обучающихся, а также может быть источником распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

4. Риск снижения безопасности детей.
Согласно ст. 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию. Сегодня эта норма распространяется и на штатных работников образовательных организаций обслуживающих их деятельность. Лица, принимаемые на работу в образовательные организации, обязаны представлять справку о наличии (отсутствии) судимости и факта уголовного преследования (ст. 65 Трудового кодекса РФ).
На работников частных предприятий, оказывающих услуги по обслуживания, в т. ч. образовательным организациям требования ст. 65, 351.1 Трудового кодекса РФ не распространяются. На работы в такие предприятия могут быть приняты лица, например, имеющие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, и дальнейшем быть направлены в образовательные организации для оказания услуг.

5. Операционные (производственные) и судебные риски.
Трудовой процесс штатных работников находиться под постоянным надзором и контролем со стороны работодателя, особенно в образовательных организациях. Такие работники четко понимают, что от них хочет работодатель, знают свои трудовые функции, подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка. За своих работников перед надзорными органами отвечает работодатель.
За работниками частных предприятий, работающих в образовательных организациях по договорам обслуживания, не может быть установлен трудовой контроль и надзор за процессом оказания услуг со стороны руководителя образовательной организации, т.к. они не связаны трудовыми отношениями. Все свои работы они сдают по акту приема-передачи услуг. Если услуга оказана некачественно, то только в этом случае образовательная организация может начать спор с частным предприятием (судебные тяжбы). Однако в связи с тем, что правовая компетентность руководителей образовательных организаций, особенно в части договорного права и досудебного разбирательства находится на невысоком уровне, то данные нарушения со стороны частных предприятий будут оставаться не наказанными, а уровень услуг оставаться на прежнем — недопустимом уровне.
Так же стоит отметить, что за подготовку и обучение работников отвечает работодатель (ст. 196 Трудового кодекса РФ), особенно это касается операторов котельной. Однако при переходе на договорное обслуживание газовой котельной вопрос контроля допуска и уровня подготовки сторонних работников со стороны руководителя образовательной организации остается под вопросом. Таким образом, есть вероятность потенциальных потерь образовательной организации, которые спровоцированы непрофессиональными действиями или ошибками сотрудниками частных предприятий.

6. Управленческие риски.
Заключение договоров на обслуживание и тесное сотрудничество с частными предприятиями выводит руководителей образовательных организаций на новый уровень управления. Однако сегодня подготовка руководителей и их профессиональный уровень управления в среднем находится на недостаточном уровне в связи с тем, что их никто не готовит к такому управлению, особенно в части государственных закупок. Отсутствие достаточной подготовки руководителей приведет к возникновению «серых» схем в сфере оказания услуг со стороны частного бизнеса и, как следствие, возможную ответственность руководителей образовательных организаций.
На новом этапе руководитель обязан:
— профессионально управлять финансовыми средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями организации;
— определять и оценивать возможные риски от заключения договоров, принимать меры по их минимизации;
— иметь хорошую подготовку в договорном праве, не бояться отстаивать интересы образовательной организации в судебных инстанциях.
Однако как показывает практика, не все сегодняшние руководители обладают такими компетенциями, возможностями и опытом.

Правовой инспектор труда Башкирского рескома Профсоюза
Станислав Яруллин

Яндекс.Метрика