Профсоюз — большая семья, где каждый имеет значение и достоин уважения
В Уфе прошёл республиканский семинар-совещание председателей территориальных, первичных организаций Общероссийского Профсоюза образования «Актуальные вопросы деятельности организаций Профсоюза. Цели и задачи в новом отчетном периоде». В течение двух дней участники обсудили применение искусственного интеллекта в сфере образования и профсоюзной деятельности, особенности аттестации педагогических и руководящих работников, внутрисоюзную деятельность, задачи организаций Профсоюза на новый отчетный период и ряд других актуальных тем.
Открывая семинар-совещание председатель Башкирской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования Елена Хаффазова отметила что, профсоюзные лидеры должны быть готовы к диалогу с работниками образования, слушать их проблемы и помогать решать их.
— Диалог с каждым работником отрасли необходим для создания продуктивной рабочей среды, где каждый работник отрасли почувствует себя защищенным и ценным, — обратилась к участникам семинара Елена Хаффазова. — Важно, чтобы профсоюзные представители были открытыми и готовыми помочь своим коллегам. Только так мы сможем создать условия для эффективной работы и развития образовательной сферы. Профсоюз — это не просто организация, это большая семья, где каждый член имеет значение и достоин уважения. Как в любой семье, у нас есть общие цели и интересы, и мы работаем вместе, чтобы достичь их. Мы поддерживаем друг друга в трудные моменты, помогаем решить проблемы и находим пути к лучшему будущему. В профсоюзе мы не только коллеги, но и друзья, готовые всегда прийти на помощь и разделить радость успехов.
Помощник или враг?
Технологии искусственного интеллекта (ИИ) с каждым годом все глубже проникают в сферу образования. Поэтому выступление директора Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов РБ Рамиля Абзалимова на семинаре вызвало большой интерес.
— Если вы перегружены, то пора внедрять искусственный интеллект в работу, — с этого утверждения начал своё выступление Рамиль Абзалимов. Как оказалось, в Центре уже активно используют ИИ, что позволило ускорить некоторые процессы в сотни, а то и тысячи раз. По мнению выступающего, GPT (чат-бот с генеративным искусственным интеллектом) — это помощник для учителя, завуча, руководителя, а также профсоюзных работников сферы образования.
Рамиль Абзалимов привёл практические кейсы использования модели GPT в учебном процессе. Это может быть, например, персонализация учебного процесса, при котором образовательный вектор будет разрабатываться с учётом индивидуальных потребностей и стремлений учащегося. Можно также использовать GPT для автоматизации проверки и анализа учебных работ. И, что может быть важнее всего в условиях забюрократизированной системы образования, учителя с помощью ИИ могут готовить отчёты и письма.
Раиль Абзалимов продемонстрировал на семинаре как он сам использует чат-бот в своей работе. С его помощью он автоматизировал многие процессы. Однако ИИ — это не только возможности, но и вызовы. Ведь их могут использовать не только учителя в благих целях, но и ученики в целях не очень правильных. Например, будут просить чат-бот решить им задачу или написать сочинение. А GPT с этим отлично справляется, что и было продемонстрировано на семинаре. И если за учеников домашнее задание будет выполнять искусственный интеллект, то деградация учебного процесса не за горами.
— В данной ситуации необходимо научить всех участников образовательного процесса использовать ИИ правильно, — выразил уверенность Раиль Абзалимов. — В целом же, система образования должна активно адаптироваться к быстро меняющимся вызовам и изменениям в информационно-технологической сфере, чтобы обеспечить качественное обучение для всех участников образовательного процесса.
Царевна в помощь
В самом Центре оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов идут в ногу со временем и даже создали чат-бот ЦАРевна, который отвечает на вопросы по аттестации педагогов и руководителей образовательных организаций, а также кадрового резерва. А вопросов всё ещё много. Несмотря на то, что новый Порядок проведения аттестации педагогических работников действует уже год, в Центр поступает 5−10 обращений каждый день.
Многие работники отрасли не могут понять, какие награды и звания дают право на прохождение льготной аттестации. Как отметила на семинаре руководитель центра аттестации работников образования Надежда Зайченко, составить конкретный список наград и званий невозможно, потому что в каждом муниципалитете они свои и нужно разбираться индивидуально.
— С почётными грамотами обычно всё понятно, а вот с благодарственными письмами всё сложней, — сказала Надежда Зайченко. — Право на льготную аттестацию даёт награда за достижение в профессиональной педагогической деятельности и это должно быть отражено в грамоте или письме.
Дисциплина и знания: два фактора успешной профсоюзной работы
Второй день семинара-совещания начался с обсуждения внутрисоюзных вопросов. Участники и специалисты республиканской организации профсоюза обсудили опыт и особенности проведения отчётно-выборных конференций, нюансы прекращения и оформления трудовых отношений с председателем организации профсоюза, необходимость строгого исполнения финансовой дисциплины, правил использования профсоюзных средств и осуществление организационно-финансового контроля в организациях профсоюза.
Далее, в рамках семинара представлены ключевые аспекты Отраслевого соглашения между Министерством образования и науки РБ и Башкирской республиканской организацией Общероссийского Профсоюза образования на 2024−2027 годы. Участники обсудили новые нормы Соглашения и меры социальной поддержки, включая доплаты и выплаты молодым специалистам, а также дополнительные гарантии для семей военнослужащих, многодетных и занимающихся патриотическим воспитанием.
Также рассмотрены особенности и порядок проведения коллективно-договорной кампании на территориальном и локальном уровнях. Участникам представлен механизм обновления территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров образовательных организаций, а также способы повышения эффективности содержания этих документов.
Не остались без внимания итоги республиканской профсоюзной тематической проверки «Соблюдение трудового законодательства в вопросах содержания трудовых договоров с руководителями и работниками образовательных организаций». Внештатными правовыми инспекторами труда проведено 317 проверок работодателей, проанализировано 5031 трудовой договор, выявлено 3661 нарушение, из которых устранено 77,8%. Экономическая эффективность тематической проверки составила 6,464 миллиона рублей. Основными нарушениями, выявленными в ходе проверки, стало отсутствие обязательных условий в трудовых договорах с работниками, а именно объем учебной нагрузки, выполнение функций классного руководителя и размер вознаграждения за эту работу. Вместе с тем отмечена положительная динамика: нарушений в данных вопросах, в сравнении с 2023 годом, стало меньше на 11%. Тематическая проверка помогла выявить слабые места в системе содержания трудовых договоров, стала важным шагом в направлении улучшения правовой грамотности и защиты прав работников.
Кроме того, были рассмотрены актуальные изменения в сфере образования и в трудовом законодательстве, касающиеся социальных и трудовых прав работников образования. В частности, обсуждались новые правила оплаты сверхурочной работы, минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для работников-инвалидов, сохранение за работником пособия по уходу за ребенком при выходе на работу, компенсация всех неиспользованных отгулов при увольнении, контроль за выполнением условий соглашений и коллективных договоров Рострудом.
Участникам семинара рассказали об особенностях разрешения споров о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда в случаях получения травм обучающимися в образовательных организациях. Юристы профсоюза образования в таких случаях готовы оказать консультационную и юридическую помощь, а также правовое сопровождение руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам.
Работа колледжей под особым вниманием
В рамках семинара-совещания состоялась работа секции для председателей первичных профсоюзных организаций колледжей республики, где обсуждались актуальные вопросы аттестации педагогических работников и их руководителей. Было отмечено, что новое Отраслевое соглашение на 2024−2027 годы значительно упрощает процедуру аттестации для педагогического сообщества республики. Кроме того, председатели обсудили дополнительные льготы и гарантии для молодых специалистов, которые сегодня так необходимы образовательным организациям и вопросы оздоровления педагогов.
Семинар-совещание стал важной площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов деятельности профсоюзного движения. Участники получили возможность ознакомиться с новыми тенденциями в законодательстве и обсудить пути улучшения социально-трудовых отношений в сфере образования.
Фото Артур Сунагатуллин