На конкурсе «Воспитатель года России — 2022» республику представляет Гузель Каразбаева
Гузель Каразбаева из Мелеуза в детстве мечтала стать военной, а стала… воспитателем. Да так успешно, что в этом году победила в республиканском конкурсе «Педагог года дошкольной образовательной организации РБ». В сентябре она будет представлять республику уже на всероссийском конкурсе «Воспитатель года в России» в Ярославле.
— Военной я хотела стать, потому что это — геройская профессия, — рассказывает Гузель Каразбаева. — А потом поняла, что воспитатель — это тоже герой, потому что он берёт огромную ответственность за воспитание подрастающего поколения. К тому же в детском саду никогда не заскучаешь: работа всегда кипит и эмоционально заряжает.
Впрочем, путь в профессию был извилистым. Почти 10 лет будущий воспитатель проработала в районной газете «Путь Октября», однако сердце всё равно тянулось к детям. И вот уже более пяти лет она дарит свою любовь малышам детского сада №16 «Рябинка» города Мелеуза.
— Хоть я и работала в редакции, но журналистом никогда не была и статьи не писала, но вести диалог, слушать и понимать собеседника — это тот опыт, который я получила в газете, — вспоминает Гузель Ильдаровна. — Ведь к нам приходили разные люди, с разными проблемами, и мы старались понять их и помочь каждому, кто обращался к нам за помощью. И сейчас, работая в детском саду, я понимаю, что опыт «слушателя и сопереживателя» мне помогает как в работе с детьми, так и в работе с родителями.
Когда воспитатель утром входит в свою группу, то в первую очередь старается создать детям настроение. Ведь, бывает, они плачут: кто-то игрушку дома забыл, кто-то маму не поцеловал на прощание. В группе есть свои традиции: например, утренний круг, который помогает сплачивать малышей, дарит положительные эмоции и заряжает хорошим настроением на весь день.
Бывает, что родителям трудно справиться с одним ребёнком. А как воспитатель умудряется управляться с целой группой? По словам Каразбаевой, важную роль здесь играет организация жизни детей в саду, чтобы они всегда были чем-то заняты, увлечены, заинтересованы. А самое главное — это игры, которые дети организовывают совместно с воспитателем или самостоятельно. Хороший воспитатель знает, что помогать детям в организации игр, объединять их — это его первостепенная задача.
На конкурсе «Педагог года дошкольной образовательной организации РБ» воспитатель из Мелеуза представила идею создания селфбокса (личной коробки) как универсального средства гармонизации чувств, мыслей и движений детей дошкольного возраста. Дети наполняют коробку важными для себя предметами, своим творчеством, а воспитатель фиксирует внимание воспитанников на их чувствах, переживаниях и движениях.
— Основной задачей использования селфбокса в работе с детьми является оказание помощи в поиске и обретении уникального и неповторимого пути самовыражения, — рассказывает воспитатель. — Взаимодействие с селфбоксом позволяет ребёнку целенаправленно собирать, систематизировать информацию о себе, фиксировать свои неповторимые способы самовыражения, что особенно важно для детей дошкольного возраста.
На республиканском конкурсе многие участники представляли интересные наработки. Некоторые из них Гузель Каразбаева уже использует в своей деятельности. Так, ей особо запомнились идеи коллеги из Уфы Ольги Латыповой с темой «Детям о робототехнике» и Алины Платоновой из Октябрьского «Мультипликация в ДОУ».
Участие в конкурсе профессионального мастерства — это отличная возможность проверить себя: кто ты и на что ты способен, и доказать, в первую очередь, себе, что ты идёшь в правильном направлении, — уверена воспитатель. — Это сильный толчок к развитию, к творчеству, к самосовершенствованию. После конкурса я стала более уверенной, так как получила опыт публичных выступлений.
На всероссийском конкурсе Гузель Каразбаева также выступит с темой использования селфбокса, но расширит её, сделав акцент на универсальность, вариативность, показав, как эта идея работает с родителями, коллегами.
В подготовке к федеральному конкурсу большое подспорье оказал всероссийский профсоюзный тренинг-лагерь «Мастерская успеха», который проходил летом в Краснодарском крае. Здесь Общероссийский профсоюз образования собрал 180 педагогов всех уровней образования для межконкурсного сопровождения работников отрасли и их подготовки к профессиональным состязаниям.
— Благодаря профсоюзному тренинг-лагерю мы узнали, где искать идеи, как не бояться сцены и, конечно, вместе с лучшими педагогами-профессионалами России разобрали все этапы конкурса и даже «поиграли» в него, — рассказывает Гузель Каразбаева. — Тренинг-лагерь — это то место, где заряжаешься энергией, силой и знаниями для дальнейшей работы. Вообще, профсоюз играет большую роль в жизни работников образования. Например, в нашем детском саду благодаря профсоюзной организации — насыщенная культурная и спортивная жизнь. Профсоюз защищает наши права, создаёт безопасные условия труда, мотивирует на творческие успехи.
Артур СУНАГАТУЛЛИН