На Правовом совете обсудили успехи судебной практики и новые задачи профсоюзных юристов

На Правовом совете обсудили успехи судебной практики и новые задачи профсоюзных юристов. Участники встречи рассмотрели множество тем. Среди ключевых — еще одна победа профсоюзных юристов, создавшая новый прецедент в российской судебной практике, и работа в новом правовом поле.



Мотивационный формат

Заседание транслировалось из центрального офиса профсоюза в Москве. Прежде всего, членам совета был представлен краткий отчет о правозащитной деятельности профсоюза в 2021 году, выпущенный в виде электронного и печатного сборника. Галина Рожко, заведующая правовым отделом — главный правовой инспектор труда ЦС профсоюза, назвала его «ребрендингом классического отчета».

Сборник действительно получился емким и красочным благодаря инфографике, дополненной небольшими комментариями. Как пояснила Галина Борисовна, в нем сделан акцент на реперных точках правозащитной деятельности и ее основных итогах. Краткий отчет рассчитан на рядовых и потенциальных членов профсоюза и может послужить мотивационным фактором для вступления в организацию.

Кстати, объемный, многостраничный аналитический отчет о правовой работе профсоюза по-прежнему будет готовиться ежегодно, поскольку он важен для профессионального сообщества.


В новой правовой реальности

В этом году Правовой совет примет участие в подготовке нескольких внутрисоюзных нормативных документов, в частности, положений о правовой службе и о правовой инспекции труда профсоюза.

Правовой инспектор труда ЦС профсоюза Алексей Игнатьев объяснил, почему действующие положения, принятые еще в 2012 году, требуют актуализации. Дело в том, что документы нужно привести в соответствие с новой редакцией Устава Общероссийского Профсоюза образования, некоторыми другими внутренними документами и, конечно, российским законодательством.

В частности, будут учтены изменения в деятельности Федеральной инспекции труда, произошедшие после вступления в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона №248 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Затем Правовому совету предстоит работа над новым Порядком проведения правовыми инспекторами труда профсоюза проверок соблюдения работодателями в системе образования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Прежний документ тоже был принят в 2012 году и требует переработки. Подготовка нового порядка намечена на февраль следующего года.


Дело было в Петербурге

Говоря об итогах судебной практики, эксперт правового отдела аппарата профсоюза Алексей Лукьянов подробно остановился на делах, позволивших создать новый прецедент для всего профсоюзного движения в нашей стране.

События начали разворачиваться еще несколько лет назад. Межрегиональная организация профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступила истцом по делу о взыскании профсоюзных взносов с первичной организации Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого. Дело в том, что руководство первички «передумало» перечислять взносы в вышестоящую организацию.

В арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области межрегиональная организация добивалась того, чтобы взносы перечислялись, как и прежде. В результате суд встал на ее сторону. Но руководство первичной организации, проиграв дело, решило пойти дальше и утвердило свой устав.

На этот раз в судебных разбирательствах активно участвовали заведующий правовым отделом аппарата профсоюза Галина Рожко и эксперт Алексей Лукьянов, а также главный правовой инспектор труда межрегиональной профсоюзной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Павел Михайлов.

— В свой собственный устав первичная профсоюзная организация заложила те формулировки, которые были вынесены арбитражным судом по делам о перечислении взносов, добавив частицу «не». Например: «Мы не являемся первичной профсоюзной организацией… и не входим в структуру Общероссийского Профсоюза образования». Мы как юристы были возмущены и подали соответствующее исковое заявление в суд.

Утвердив свой устав, первичная профорганизация нарушила нормы и нашего устава, и законодательства Российской Федерации. Все мы работаем на основании одного общего Устава Общероссийского Профсоюза образования, — отметил Алексей Лукьянов.

Из арбитражного суда дело было передано в Калининский районный суд Санкт-Петербурга, где около года шло новое разбирательство. В результате профсоюзные юристы доказали, а суд постановил, что организация-ответчик является первичной и входит в структуру Общероссийского Профсоюза образования. Решение вступило в законную силу 4 мая 2022 года.

Выигранное дело пока единственное в своем роде и имеет огромное значение для сохранения единства структуры российских отраслевых профсоюзов.


Основа экспертизы — совместные мониторинги

Эксперт отдела профессионального образования аппарата профсоюза Юлия Спирина рассказала о плане мероприятий по выполнению Отраслевого соглашения с Минобрнауки России на 2021−2023 годы. План включает в себя несколько направлений деятельности. Основной механизм для выявления проблемы и поиска ее решения — мониторинг.

В 2021 году был проведен мониторинг по вопросам применения в вузах Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, по виду экономической деятельности «Образование», которое утверждено приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 года №71.

Итоги исследования неутешительны. Из 168 вузов — участников мониторинга, подведомственных Минобрнауки, только в 98 вузах (а это 58% от общего числа респондентов) утверждена новая редакция Положения об оплате труда на основе примерного положения.

В педагогических вузах ситуация еще хуже — из 17 вузов, подведомственных Министерству просвещения России, принявших участие в мониторинге, только два применили Примерное положение и внесли изменения в свои документы.

Среди прочих эксперт выделила еще одну острую проблему высшей школы — незащищенность профессорско-преподавательского состава в вопросе сроков трудовых договоров.

Профсоюз и Минобрнауки России в соответствии с пунктом 4.4 Отраслевого соглашения договорились ввести в массовую практику заключение трудовых договоров на неопределенный срок с педагогическими работниками из числа профессорско-преподавательского состава. А если трудовой договор не может быть заключен на неопределенный срок, то при согласии работника его следует заключать на срок не менее трех лет, — подчеркнула эксперт.

Договоренность, зафиксированная в Отраслевом соглашении, позволяет значительно сократить количество краткосрочных трудовых договоров педагогических работников вузов. Для контроля за ее выполнением профсоюз подготовил концепцию и методику мониторинга, который будет проведен совместно с Минобрнауки России во II-III кварталах текущего года.

Еще одна проблема в высшей школе связана с высокими объемами учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава. С целью ее снижения в Отраслевом соглашении с Минобрнауки России на 2021−2023 годы установлен верхний предел учебной нагрузки для двух самых массовых должностей преподавателей в вузах: для доцента эта величина не может превышать 850 часов, для профессора — 800 часов. Это позволит уменьшить учебную нагрузку на высококвалифицированных сотрудников и даст им возможность больше времени уделять научно-исследовательской и методической работе.

На заседании Отраслевой комиссии принято решение в 2022—2023 годах подготовить новые приказы Минобрнауки России взамен приказов №1601 и №536, а также совместные рекомендации министерства и профсоюза о порядке установления верхних пределов учебной нагрузки дифференцированно по должностям ППС, и средних размеров учебной нагрузки по структурным подразделениям образовательной организации.

Председатель Правового совета Михаил Сотников по итогам доклада напомнил о том, что правовые инспекторы труда и юристы региональных организаций профсоюза призваны оказать юридическую помощь первичкам вузов, где должностные оклады не повышены до размеров, утвержденных приказом Минобрнауки России №71. Особое внимание он рекомендовал обратить на организации, где минимальный должностной оклад установлен на уровне ниже МРОТ.


Перемена мест слагаемых

Заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова подробно рассказала об участии профсоюза в работе над проектом постановления Правительства РФ о пилотной апробации требований к новой системе оплаты труда педагогов.

Его основная цель — совершенствование оплаты труда по всем категориям педагогических работников, кроме профессорско-преподавательского состава. Это очень сложный в реализации социальный проект, в первую очередь потому, что для реального повышения зарплат требуются большие дополнительные финансовые ресурсы.

На сегодняшний день для проведения пилотной апробации определены 6 регионов. В каждом из них решено ограничиться несколькими образовательными учреждениями разных типов — детские сады, школы, колледжи и так далее. В общей сложности это 152 учреждения, где трудятся свыше четырех тысяч работников.

Понятно, что если мы увеличиваем гарантированную часть оплаты труда, не увеличивая фонд заработной платы, то у учителей со стажем, имеющих большой набор компенсационных и стимулирующих выплат, зарплата уменьшится. Такую идею профсоюз не поддерживает.

Взаимодействуя с социальными партнерами, профсоюз всегда стоит на страже трудовых интересов работников. В данном случае мы настаиваем на том, чтобы апробация основывалась на принципах добровольности. Участие в этом пилотном проекте не должно вести к ухудшению условий оплаты труда, необходимо сохранять все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, — подчеркнула Татьяна Куприянова.


Осторожно, Интернет!

Эксперт отдела по вопросам общего образования аппарата профсоюза Вера Панкратова говорила о дальнейшей судьбе нормативных правовых актов, регулирующих права работников образования. Она отметила, что большинство из них будут пересматриваться. Это документы, связанные с продолжительностью рабочего времени, нормами часов за ставку, аттестацией, ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми отпусками.

В 2019 году Министерством просвещения РФ при участии профсоюза был разработан комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя и популяризацию учительской профессии. Как рассказала главный специалист правового отдела аппарата профсоюза Елена Леонова, в 2020—2021 годах он был актуализирован и дополнен новыми разъяснениями со стороны профсоюза. Они касаются защиты прав педагогов на неприкосновенность частной жизни и защиту профессиональной чести и достоинства, а также на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики.

Представленный профсоюзом материал по этой тематике был использован Минпросвещения России при подготовке доклада по итогам выполнения комплекса мер, направленного в Правительство РФ. Также в доклад вошла информация о предложениях профсоюза по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав и повышения статуса педагогов.

Работа продолжилась и в 2022 году: профсоюз подготовил информационно-методический материал в формате инфографики «Правовой навигатор: защити свои права в Интернете». Он содержит ссылки на нормативные правовые акты, относящиеся к защите прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также на конкретные судебные решения.


На трех уровнях

Заключительной темой, рассмотренной на Правовом совете, стала реформа системы публичной власти в Российской Федерации.

Как пояснила заместитель заведующего правовым отделом аппарата профсоюза Екатерина Дунаева, единая система публичной власти теперь включает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в их совокупности. А организация публичной власти отнесена в Конституции к ведению Российской Федерации.

Единая структура региональных органов власти, принципы их работы и механизм взаимодействия закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 2021 года №414‑ ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Одна из концептуальных идей реформы в том, что местное самоуправление теперь — это третий уровень публичной власти.

В процессе рассмотрения законопроекта в Госдуме профсоюз указал на серьезное упущение в его тексте.

— Когда законопроект находился в первом чтении, мы обратили внимание на отсутствие в нем полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, которые касаются обеспечения государственных гарантий в сфере образования, включая расходы на оплату труда работников. В ноябре Общероссийский Профсоюз образования направил в адрес председателя Госдумы Вячеслава Володина свою позицию по законопроекту. Председатели региональных организаций, в свою очередь, направляли эту информацию в законодательные собрания субъектов РФ. Именно благодаря нашей совместной принципиальной позиции эти гарантии удалось сохранить, — пояснила Екатерина Дунаева.

Также она обозначила те изменения, которые затрагивают работу профсоюза в регионах. В частности, по новому закону с профильными федеральными ведомствами будут согласовываться назначения кандидатов на должности руководителей региональных министерств и структур, а также их отставки в таких важнейших сферах, как образование, здравоохранение, финансы и некоторых других.

В третьей главе Федерального закона №414 закреплен единый срок полномочий высшего должностного лица субъекта — 5 лет. Но при этом снимается запрет на замещение этой должности более двух сроков подряд. Регионы теперь сами будут решать вопрос о числе сроков, которые глава субъекта может занимать.

Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта от должности. Также по новому закону главы субъектов наделяются полномочиями по привлечению к ответственности глав муниципальных образований за ненадлежащее исполнение обязанностей. Они могут выносить выговоры-предупреждения, и в случае непринятия мер глава муниципалитета тоже может быть отрешен от должности.

Следующим этапом выстраивания единой системы публичной власти стал проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Он внесен на рассмотрение в Госдуму 16 декабря 2021 года.

Основная новелла законопроекта — реформа территориальной организации местного самоуправления. Предполагается, что местное самоуправление будет осуществляться в трех видах муниципальных образований — городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория. Уровня «сельское поселение» не будет.

Для организации местной власти теперь приоритетом является не территория, а привязка к населению.

Будет предусмотрено три альтернативных варианта избрания главы муниципального образования — на муниципальных выборах, представительным органом из своего состава, или представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, которые представлены высшим должностным лицом субъекта РФ.

Завершая встречу, заместитель председателя профсоюза Михаил Авдеенко сделал акцент на деятельности Правового совета в ближайшей перспективе. Она связана с подготовкой внутрисоюзных документов и развитием устава профсоюза, в том числе совершенствованием подходов к организации централизованного бухгалтерского учета. Также продолжится работа над проектами положения о представителе и уполномоченном профсоюза.

Серьезные изменения планируются и в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих режим труда и отдыха, проведения аттестации. В этой связи Правовому совету и всей правовой службе профсоюза предстоит большая работа на федеральном и региональном уровнях.

Наталья ВОРОНИНА

Мой профсоюз, №21 от 26 мая 2022. Читать номер

1 из 3
Яндекс.Метрика