Аттестация в вопросах и ответах

Вебинар с таким названием провёл Башкирский реском профсоюза работников народного образования и науки РФ. Гостем онлайн-семинара стала директор Центра аттестации педагогических работников Лейсан Азнабаева.

Тема для вебинара была выбрана актуальная, это подтверждает то, что в нём приняли участие более 1200 работников образования. Открывая семинар, заместитель председателя рескома профсоюза Эмма Шагалеева отметила, что вопрос аттестации — многогранный и касается как личностного роста человека, так и повышения его квалификации и оплаты труда. Аттестация педагогических работников началась ещё в прошлом веке, в 1976 году. С тех пор она, конечно, претерпела много изменений. Нынешняя аттестация идёт в редакции 2014 года.

— Аттестация носит многозадачный характер, — подчеркнула Эмма Шагалеева. — Во-первых, она даёт возможность для своего рода карьерного роста. Большинство педагогов приходят на работу после вуза на должность учителя и с неё же и уходят на пенсию. Поэтому для учителя получение категории — это горизонтальный карьерный рост, должность — та же, но мастерство учителя теперь подтверждается наличием его квалификационной категории.

На вебинаре отметили, что сегодня существует два вида аттестации. Одна — на соответствие занимаемой должности, другая — на установление квалификационной категории.

Сегодня в Башкирии около 80% работников образования имеют категорию. Как пояснили на вебинаре, аттестацию на соответствие занимаемой должности должны проходить те работники, у которых нет категории. Получается, что где-то 20%. Но среди них есть определённая доля молодых специалистов, которые не подлежат аттестации для подтверждения соответствия занимаемой должности. Как и работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет; отсутствовавшие на рабочем месте более четырёх месяцев подряд в связи с заболеванием.

А вот с аттестацией педагогических работников в целях установления квалификационной категории всё посложнее. И хотя её порядок вроде бы прописан в соответствующем приказе Минобра РФ, но всё упирается в процедуры её проведения. Они и стали тем камнем преткновения, об который спотыкаются не только учителя, но целые коллективы и даже регионы.

Дело в том, что положение об аттестации говорит об утилитарном подходе к процессу: оцениваются только результаты труда. А что такое результаты труда учителя или воспитателя в образовательной организации? Это то, что очень сложно измерить. Тем более что в приказе говорится лаконично: первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе стабильных положительных результатов, а высшая — на основе достижения обучающимися положительной динамики результатов. И на этом всё.

Поэтому когда в 2014 году появился приказ минобра, Башкирский реском профсоюза совместно с региональным министерством образования и Центром аттестации тесно поработали над тем, чтобы сделать процедуры аттестации в республике прозрачными, понятными и объективными. Как результат, система аттестации педработников в Башкирии признана одной из лучших в России. Аттестация педработников в регионе идёт, в основном, по портфолио, то есть вся сложность для педагога заключается лишь в сборе документов.

Но, как отметили на вебинаре, на местах иногда бывают перегибы, и порой создаются искусственные сложности для получения учителем или воспитателем категории, особенно высшей. В итоге людей заставляют выполнять функции, которые не заложены в порядке аттестации.

К примеру, каждый учебный год начинается с того, что работники подают заявление на аттестацию, а методические службы заставляют их давать открытые уроки. У воспитателей и учителей довольно часто возникает вопрос: а должны ли они это делать? Действительно, в портфолио есть такой пункт, как трансляция педагогического опыта, и учитель вправе приложить к нему, в том числе, и открытый урок. Но он может быть проведён в любое время в межаттестационный период, который составляет пять лет.

Не менее часто задают педагоги вопросы и по поводу того, кто должен собирать портфолио. Это, конечно, обязанность самого работника, которому в этом вопросе содействует руководство образовательной организации. Главное, как отметили на вебинаре — никто не имеет права препятствовать подаче работником заявления на прохождение аттестации.

Основную часть онлайн-семинара, почти полтора часа, составил блок ответов на вопросы участников. Работников образования, в частности, интересовало: в каких случаях продлевается категория; может ли полученная категория учителя по одному предмету распространятся на другой предмет; особенности оплаты труда за квалификационную категорию и др. Посмотреть вебинар полностью можно в группе рескома профсоюза «Вконтакте».

Артур СУНАГАТУЛЛИН

Яндекс.Метрика