Единые рекомендации. Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования

(Извлечение)

<…>

IX. Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2024 году необходимо учитывать следующее.

36.1. Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2023 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

36.2. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, в местностях с особыми климатическими условиями, в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям, а также выплаты, связанные с работой в сельской местности).

36.3. Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

36.4. Увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы работников, рекомендуется преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

36.5. В целях обеспечения единых подходов к формированию заработной платы педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам (основным и дополнительным), образовательным программам среднего профессионального образования (основным и дополнительным), а также программам профессионального обучения, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учитывая проведение на федеральном уровне работы по подготовке предложений по реализации положений части 8 и 9 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих право Правительства Российской Федерации устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений рекомендуется провести актуализацию структуры заработной платы педагогических работников, в том числе:

а) в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности принять меры по повышению размеров ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников, не допуская различий в их размерах по одним и тем же наименованиям должностей, отнесенных к одному и тому же квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы (далее — ПКГ), в том числе применение к ним повышающих коэффициентов в зависимости: от стажа педагогической работы (стажа непрерывной работы); уровня образования; квалификационных категорий; наличия государственных и ведомственных наград, званий, ученой степени; от особенностей работы в отдельных образовательных организациях; в сельской местности, а также иных оснований, дающих в отдельных системах оплаты труда право на повышение размеров ставок заработной платы (должностных окладов), т. е. установление их в новых размерах;

б) учитывать, что квалификационные уровни ПКГ педагогических работников как должностей работников, имеющих важное социальное значение[1], сформированы исходя из максимальных требований к уровню образования независимо от того, что к большинству должностей педагогических работников по-прежнему предъявляются квалификационные требования о наличии либо среднего профессионального, либо высшего образования;

в) определить взамен применения к ставкам заработной платы (должностным окладам) педагогических работников различного рода повышающих коэффициентов, образующих новые их размеры, перечни выплат компенсационного характера и перечни стимулирующих выплат, размеры которых определяются в абсолютных величинах или в процентах к размерам ставок заработной платы (должностным окладам);

г) провести работу по упорядочению применяемых наименований и видов выплат в структуре заработной платы;

д) устанавливать выплаты компенсационного или стимулирующего характера в соответствии с рекомендуемыми единым перечнем выплат компенсационного характера, единым перечнем стимулирующих выплат.

36.5.1. Рекомендуемый единый перечень видов выплат компенсационного характера:

а) выплаты, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) выплаты за дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, выполняемые за дополнительную оплату и с письменного согласия педагогического работника за:

— классное руководство (кураторство), за каждый класс (класс-комплект), учебную группу независимо от количества обучающихся в классе (классе-комплекте), учебной группе (не более чем в двух классах (учебных группах) одному педагогическому работнику);

— проверку письменных работ с учетом фактического объема учебной нагрузки;

— заведование учебными кабинетами, лабораториями;

— заведование мастерскими, учебно-опытными участками;

— руководство методическим объединением, предметной, цикловой, методической комиссией в образовательной организации педагогическими работниками, не имеющими квалификационной категории «педагог-методист»;

— выполнение дополнительной работы, связанной с методической деятельностью, педагогическими работниками, имеющими квалификационную категорию «педагог-методист»;

— выполнение дополнительной работы, связанной с наставничеством, педагогическими работниками, имеющими квалификационную категорию «педагог-наставник»;

в) выплаты за особенности работы в образовательных организациях:

— особенности работы, связанные с организацией и осуществлением образовательной деятельности по адаптированным основным образовательным программам в классах (группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

— особенности работы в организациях, осуществляющих обучение, в том числе в санаторных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся;

— особенности работы педагогическими работниками, непосредственно осуществляющими индивидуальное обучение на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации (в том числе с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий);

— особенности работы педагогическими работниками, непосредственно осуществляющими индивидуальное или групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в медицинской организации;

— особенности работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организациях (группах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— особенности работы в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);

— особенности работы в образовательных организациях, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

36.5.2. Рекомендуемый единый перечень видов выплат стимулирующего характера:

— за наличие первой или высшей квалификационной категории;

— за работу в сельской местности;

— молодым специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность;

— вознаграждение по итогам работы (размер вознаграждения определяется на основе выполнения педагогическими работниками показателей и критериев).

36.5.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при применении рекомендуемых единого перечня выплат компенсационного характера и единого перечня стимулирующих выплат вправе также дополнительно устанавливать иные выплаты компенсационного и (или) стимулирующего характера.

36.6. Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом:

а) методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. №ВП-1992/02);

б) методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. №ВБ-1011/08);

в) разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. №ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. №ВБ-1700/08);

г) разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, письмо Минпросвещения России от 6 декабря 2023 г. №АБ-5037/05;

д) положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, заключаемого между Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом образования и рекомендуемого к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, и коллективных договоров;

е) положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, заключаемого между Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования, рекомендуемого к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендуемых к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;

ж) примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Минпросвщения России от 3 ноября 2023 г. №829 (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2023 г., регистрационный номер №76307), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по квалификационным уровням профес­сио­наль­но-квалификационных групп;

з) примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. №71 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2021 г., регистрационный №63182) с учетом его актуализации, применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.

36.7. Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ №1601), в соответствии с которым в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При формировании месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, следует иметь в виду, что для учителей и других педагогических работников нормой рабочего времени и нормами труда является установленная им норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю, 720 часов в год, либо продолжительность рабочего времени 30 или 36 часов в неделю. Трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определены квалификационными характеристиками.

36.7.1. Принимать во внимание, что оплата труда педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы (18, 20, 24,25,30, 36 часов в неделю, 720 часов в год в зависимости от должности), осуществляется на основе ставок заработной платы, являющихся расчетными величинами для исчисления оплаты их труда с учетом фактического объема их педагогической работы, либо фактического объема учебной нагрузки (учебно-тренировочной нагрузки). Понятие «должностной оклад» (оклад) при оплате таких работников не применяется.

Фактический объем учебной нагрузки (учебно-тренировочной нагрузки) определяется учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям в их трудовых договорах с учетом части третьей статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации.

Установленный таким педагогическим работникам фактический объем учебной нагрузки является нормируемой частью их педагогической работы, поскольку в должностные обязанности этих работников входит другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и иная), которая регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — приложение 1 к приказу №536).

36.7.2. В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:

а) для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3−2.7 и в подпункте 2.8.1 приказа №1601, — путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

б) для преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также программы профессионального обучения, для которых подпунктом 2.8.2 приказа №1601 установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 720 часов в год, — путем определения среднемесячной заработной платы, для расчета которой часовая ставка преподавателя умножается на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы, установленной по квалификационному уровню ПКГ без применения к ней каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений за квалификационные категории или по иным основаниям, на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

36.7.3. Согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу №1601 отдельным учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю, должна обеспечиваться выплата ставок заработной платы в полном объеме при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Гарантия выплаты учителю ставки заработной платы в месяц в полном размере в указанных случаях обеспечивается путем внесения в его трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) сведений о конкретном количестве часов, не достигающем 18 часов в неделю, и виде педагогической работы, которая будет выполняться им в счет догрузки без дополнительной оплаты.

36.8. Согласно пункту 1.4 приложения 2 к приказу №1601 в трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам (далее — организация), должен включаться объем учебной нагрузки, установленный в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 приложения 2 к приказу №1601, с учетом которого:

а) для определения объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ежегодно на начало учебного года локальным нормативным актом организации по структурным подразделениям с учетом обеспечиваемых ими направлений подготовки устанавливается средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние пределы дифференцированно по должностям профессорско-преподавательского состава;

б) учебная нагрузка каждого педагогического работника, замещающего должности профессорско-преподавательского состава, определяется в зависимости от занимаемой им должности, уровня квалификации и не может превышать установленных по должностям профессорско-преподавательского состава верхних пределов.

36.8.1. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктами 7.1.2 и 7.1.3 приложения 2 к приказу №1601 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 указанного приказа, устанавливается в объеме, не превышающем соответственно 900 или 800 часов в учебном году.

36.8.2. Рекомендуется устанавливать локальным нормативным актом организации по должностям, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, верхний предел учебной нагрузки по должности доцента не более 850 часов в год, по должности профессора — не более 800 часов.

36.8.3. Учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по дополнительным профессиональным программам), утвержденных соответствующими приказами Минобрнауки России, поименованными в пункте 6.3 приложения 2 к приказу №1601. При расчете норм времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, в соответствии с п. 6.2 Отраслевого соглашения 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени.

36.8.4. При применении пункта 6.3 приложения 2 к приказу №1601, в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности определяется в соответствии с пунктами 25−28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом от 6 апреля 2021 г. №245 Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

36.8.5. При определении по должностям профессорско-преподавательского состава соотношения учебной нагрузки и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю, учитываются:

а) занимаемая педагогическим работником должность;

б) нормы времени по видам учебной деятельности, утвержденные локальным нормативным актом организации;

в) положения раздела VII приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536, регулирующие режим рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы.

36.9. Согласно пункту 4.1 раздела IV и пункту 5.1 раздела V приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся, а также периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, являются рабочим временем педагогических работников и иных работников образовательных учреждений.

В период каникул для обучающихся, а также в периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по указанным выше основаниям педагогические работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных разделом IV приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536, установленных для режима рабочего времени работников в каникулярное время.

За периоды каникул для обучающихся, а также за периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации за педагогическими работниками и иными работниками сохраняется заработная плата, установленная им до начала указанных периодов.

36.10. При переводе в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. №127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности «тренер» на должности педагогических работников с наименованиями «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель» применяются соответствующие положения, регулируемые нормативными правовыми актами, предусмотренными настоящим разделом.

36.10.1. В целях недопущения при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, снижения применяемых ранее по этим должностям выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера рекомендуется использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности «тренер» разделом XII настоящих Рекомендаций.

36.10.2. В отношении тренеров-преподавателей, переведенных с должностей тренеров и старших тренеров, рекомендуется не допускать снижения общего размера их заработной платы, выплачиваемой по ранее занимаемой должности, с учетом сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации, и применять положения Методических рекомендаций по организации деятельности организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с учетом применения норм Федерального закона от 30 апреля 2021 г. №127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утвержденные Минспортом России совместно с Рособрнадзором и Роспотребнадзором по согласованию с Минпросвещения России.

36.11. Оплату труда работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, рекомендуется устанавливать на уровне, предусмотренном нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по должности «учитель».

При этом необходимо учесть, что оплата труда педагогических работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, должна осуществляться на основе должностных окладов, а не ставок заработной платы, как это предусматривается по должности учителя.

Вопросы определения размеров оплаты труда указанных работников следует осуществлять по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Источник — официальный сайт Общероссийского Профсоюза образования https://www.eseur.ru

Документ публикуется в редакции оригинала

[1] Основание приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. №525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год

Яндекс.Метрика